Найти тему
ФедералПресс

От потайных дверей до перестрелок. Чем запомнились 160 лет существования Мариинского театра

14 октября 1860 года был открыт один из старейших театров России – Мариинский. За годы существования «Мариинка» обросла не только колоссальной историей, но и собственными легендами и мифами. Редакция «ФедералПресс» собрала топ-6 самых интересных историй, которые несколько десятилетий не дают покоя поклонникам театра.

История первая: название и переименование

Строительство первого здания Мариинского театра закончилось в 1859 году. Именно тогда было принято решение о названии, которое было дано в честь супруги императора Александра II – Марии Александровны.

Однако, Мариинским театр пробыл всего 60 лет. Со сменой власти началось массовое переименование всего что только возможно. 9 ноября 1917 года Мариинский театр был передан во владение народного комиссариата просвещения РСФСР, а в 1920 году «Мариинка» была переименована в Государственный академический театр оперы и балета.

-2

Следующие 72 года театр носил именно это название. Но с распадом СССР «Мариинка» вернулась к историческому названию.

История вторая: первая постановка

Первая постановка в Мариинском театре состоялась 2 октября 1860 года. Это была премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» под руководством главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова.

В начале XX века постановка была переименована в «Иван Сусанин». Согласно историческим справочникам, Михаил Глинка первые репетиции «Жизни за царя» в 1836 году начинал именно с таким названием. По мнению автора, спектакль должен был отображать героизм Сусанина, но цензор Императорских театров посчитал, что такие постановки должны иметь более патриотичные имена.

История третья: потайная дверь

Как и в любом театре, в «Мариинке» была обустроена шикарная царская ложа. Однако, тут она отличалась одной особенностью. Прямо с ложи к гримеркам солисток вела потайная дверь. Зачастую императоры спускались туда для того, чтобы поблагодарить артисток сразу после выступления.

По слухам, особенно эту дверь облюбовал будущий император Николай II. Он постоянно спускался в нее, чтобы повидаться со своей возлюбленной балериной Матильдой Кшесинской.

-3

История четвертая: роковая пощечина

За время своего существования Мариинский театр прославился не только своими ярчайшими выступлениями, но и крупными скандалами. Один из таких – пощечина поэта Николая Гумилева Максимилиану Волошину. А все началось с безответной любви. В 1909 году Гумилев долгое время пытался добиться внимания поэтессы Елизаветы Дмитриевой, которая публиковалась под псевдонимом Черубина де Габриак, однако она отказала Гумилеву в ухаживаниях.

После этого он начал распространять нелицеприятные слухи про отношения с Дмитриевой. В итоге за девушку вступился ее давний друг Максимилиан Волошин. А Гумилев дал сильную пощечину защитнику поэтессы в мастерской художника Головинана глазах толпы.

После этого стороны договорились о дуэли, но, к счастью, в ней никто не пострадал. Гумилев промахнулся, а пистолет Волошина дал осечку.

История пятая: животная страсть

В 70-80-х годах XXвека в театральных представлениях очень любили задействовать животных. В одном из главных спектаклей Мариинского театра «Дон Кихот» были задействованы осел и конь, на которых свои роли отыгрывали главные актеры. И вот, в 1980 году во время подготовки к очередному спектаклю заболел конь-актер. Руководству пришлось срочно арендовать похожее животное в одном из спортивных клубов Санкт-Петербурга.

-4

Однако во время аренды произошел казус. Труппе выдали не коня, а кобылу. И во время основного представления гиперактивный осел настолько бы обескуражен представительницей слабого пола, что решил оседлать партнершу на сцене. Сбросив с себя актера, осел запрыгнул на кобылу. Под оглушительный смех зрителей и оркестра, занавес закрылся, а выступление было остановлено.

История шестая: волшебные осколки

Очередная реконструкция Мариинского театра началась в 1970 году. Тогда строителям попалась неожиданная и странная находка. В момент, когда был вскрыт старый пол оркестровой ямы, на его дне были найдены осколки битого хрусталя. Однако, тогда никто не понял, для чего они были нужны, потому хрусталь выбросили на мусорку.

Однако со временем стало ясно истинное предназначение осколков. Согласно данным исследователей, слой хрусталя хорошо улучшал акустику в зале. Согласно записям тех лет, позже постоянные посетители все больше и больше начали возмущаться ухудшением звука.