И я пошла. К директору меня пригласил классный руководитель моей дочери-второклашки.
"Дожили!"- крутилось в голове, пока ехала в школу. А дальше голосом Малыша из советского мультика: "Представляю, как рассердится папа!"
Накрутив себя по полной, я несмело шагнула на порог школы. Там меня уже ждал классный руководитель.
-Ирина Сергеевна, Вашу дочь снова обидел тот мальчик. Я видела это, как и то, что подобный инцидент далеко не первый. Я пригласила Вас и родителей этого мальчика к директору, потому что мои разговоры воздействия не имели.
Я выдохнула: окно не разбито, стул клеем не намазан, пищалка в тряпку для доски не подложена. Впрочем, о чем это я? Моя дочь совсем не похожа на меня в её возрасте - и стоило так волноваться?
Зашли в кабинет директора. Родители того самого мальчика - люди моложе меня. Мама явно волнуется, настроена на диалог, папа - видно, что человек жесткий, волевой - такие, как правило, возражений не терпят. Начинаем разбираться: их сын ударил в живот мою дочь. Первая моя реакция - ща в рожу вцеплюсь! А потом стало жалко: мальчишку этого, родителей его - у меня у самой сын не с самым простым характером.
Было жалко, пока говорить не начал папа мальчика. В этот момент мальчишку стало еще жальче, но уже только мальчишку. Как я и предполагала, папа оказался авторитарным властным человеком. От его слов периодически съеживалась даже его жена. К чести сказать, он принес мне извинения за поведение своего сына и приглашал нас с дочкой в гости, чтобы как-то сгладить конфликт, но ехать совсем не захотелось.
Директор, выслушав нас и классного руководителя, отпустила меня с миром, а разговор с оставшимися продолжила за закрытыми дверями.
Я уже знаю, чем он закончился. Мальчишка этот - новенький, родителям предложили перевести его в параллельный класс: оказывается конфликт у него не только с моей дочерью.
"Немотивированная агрессия"- однажды это словосочетание я прочла в медицинской карте своего сына. Ему было на тот момент два года. "Немотивированная - это как?" - спросила я тогда у педиатра, наблюдавшего сына. "Это значит, что для агрессии нет причин, которые могли бы эту агрессию объяснить", - пригвоздил меня к стулу врач. "Он просто агрессивен!" - окончательно добил меня после некоторой паузы невролог.
Причину, правда, этой немотивированной агрессии вскоре нашли: внезапные и резкие спазмы головного мозга. Проблему устранили, поведение подкорректировали, но осадок остался.
У этого мальчика тоже немотивированная агрессия: он не может объяснить, почему так поступает, или просто не признается в своих поступках. Но что за этим стоит? И не может ли - может, просто не хочет или боится?
Мы вышли с дочерью из школы. За воротами нас ждал мой сын: его класс отпустили пораньше. "Ну что, как?" - спросил он. "Да опять он меня ударил!" - не выдержала дочь. "Я ему все-таки рыло начищу" - сквозь зубы прошипел сын. Да, агрессия вполне мотивированная, но разве от этого легче? По дороге домой была прочитана лекция на тему "Маленьких бить нельзя и взрослые уже занялись этим вопросом", но мотивация никуда не делась: младшую сестренку обидели!
Что ж, если не достучусь до сына, то скоро раздастся телефонный звонок, и я окажусь по другую сторону баррикад, когда классный руководитель уже моего старшего отпрыска скажет: "Ирина Сергеевна, зайдите, пожалуйста, к директору".