В Министерстве финансов были весьма удивлены объемами продаж подержанных вещей через соцсети и электронные платформы и решили, что пришла пора более детально проконтролировать уплату налогов частными продавцами.
Согласно российскому законодательству, граждане, получив доход от продажи имущества, находившегося в их собственности менее трех лет, обязаны заплатить налог за полученный доход с такой продажи. Вот только эта норма до недавнего времени как-то неактивно распространялась на б/у вещи, проданные через различные группы в соцсетях и электронные платформы, например «Авито» и «Юла». Ну, продавали люди старую технику, детские вещи и многое-многое другое, да и Бог с ним, лишняя копеечка в семейный бюджет.
Но ситуация изменилась после того, как специалисты Министерства финансов изучили данные продаж на этих самых платформах. В целом, за период с 2017 по 2019 год уровень продаж личного имущества вырос с 90 миллионов сделок до 177 миллионов и продолжает расти. При этом 30% продаж касается новых вещей, которые не подошли продавцу или оказались ненужными.
Вот тут в Минфине и забили тревогу, так как организаторы электронных площадок не выступают участниками сделки купли-продажи и никаких налогов не платят, а чтобы сами продавцы в таких случаях платили налоги – такое если и возможно, то не на российском пространстве.
Поэтому Минфин совместно с Федеральной Налоговой службой планируют в ближайшее время вплотную заняться изучением, кто, чего и сколько продают через «Авито», «Юлу» и другие электронные площадки и соцсети. Нетрудно догадаться, что доступ к таким данным госорганы получат достаточно быстро, а все потенциальные продавцы попадут в налоговые должники, если не начнут добровольно уплачивать налог с полученных доходов.
Российским законодательством предусмотрено освобождение от уплаты налога при владении продаваемой вещью более трех лет, но достаточно сложно доказать, когда приобретена та или иная вещь, если на нее не сохранилось подтверждающих документов, чеков и квитанций.
Поэтому, следует ждать, что россияне начнут массово убегать с удобных для продаж электронных платформ, пытаясь договориться вне рамок этих площадок. Все это приведет к вынужденному увеличению стоимости частных объявлений, в том числе и на площадках, где еще недавно эти объявления можно было размещать бесплатно, и сокращению количества электронных досок объявлений. Насколько подобная инициатива поможет за счет копеек россиян сберечь рубли бюджетов различных уровней, покажет время.