О необходимости метро в Москве начали говорить в XIX веке, когда еще не была электрифицирована конка. До революции предлагали несколько проектов строительства.
«Сочинение гимназиста» и трамвайное лобби
Исходной транспортной проблемой Москвы с появлением железных дорог было неудобное расположение рассредоточенных на окраинах города вокзалов. Добраться с одного на другой можно было только на гужевом транспорте.
В начале XX века метрополитен уже действовал в Лондоне, Будапеште, Париже, Берлине и Нью-Йорке. Московские проектировщики (а их было много) всячески старались равняться на положительные зарубежные примеры. Проблема тупиковых вокзалов существовала и в Берлине; там ее с помощью метро удалось решить.
Московское метро при царе могли построить люди, работавшие на Транссибе
Одним из первых проектов подземной линии было совместное предложение инженеров Петра Балинского и Евгения Кнорре соединить таким образом Тверскую заставу и Замоскворечье.
В специальном выступлении Балинский оценил его стоимость в 155 млн рублей. Строительство требовало расширения улиц и отчуждения недвижимости тех, чья собственность оказалась бы на пути наступающего прогресса. В конце концов проект был отклонен. В газетах он был назван «сочинением гимназиста». Против перемен выступило влиятельное трамвайное лобби (власти не желали умалять значение этого вида общественного транспорта, так как прибыль от него шла в казну).
Накануне войны другой проект подземки был подготовлен уже Московской городской управой. Строительство намечалось на 1914 — 1920 гг. В Калитниках даже начали строить депо.
Были у подземки и идеологические противники. В 1903 году митрополит Сергий писал, что желание проникнуть в подземный мир — греховная мечта. Московское археологическое общество критиковало идею перерыть город, опасаясь за сохранность многих старых зданий. Наконец в городе распространился ксенофобский страх перед иностранным финансированием дорогой затеи.
За дело берется партия
Новые разговоры о строительстве московского метро начались уже во время гражданской войны, когда город еще не вернулся к привычной мирной жизни, и фактически остановилось даже трамвайное движение. Такие проекты предлагались вместе с планом реконструкции города (например, архитектором Борисом Сакулиным).
Переговоры с иностранными компаниями о финансировании были возобновлены в 1923 году по постановлению президиума Моссовета, где председательствовал Лев Каменев. Были установлены контакты с компанией «Siemens».
Проекты 20-х гг. так и не удалось воплотить в жизнь еще и по той причине, что вплоть до 1935 года не существовало общепринятого плана застройки Москвы. В 1930-м было проведено новое районирование города. Тогда же первым секретарем Московского областного комитета ВКП (б) стал ставленник Сталина Лазарь Каганович.