Найти тему
Главредные мысли

Рубрика Главредные мысли: Ирина Славина – героиня нашего времени или напрасная жертва?

2 октября талантливая российская журналистка, общественный деятель и главный редактор сетевого издания «Koza.Press» в Нижнем Новгороде совершила акт самосожжения перед зданием ГУ МВД России по Нижегородской области, обвинив в своей смерти в посмертном посте в «Фейсбуке» Российскую Федерацию. Может быть, пора уже услышать посыл о необходимости перемен, когда он принимает такие крайние формы?

За день до гибели Ирины Славиной в ее квартире прошел обыск, в ходе которого силовики искали свидетельства связи журналистки с движением «Открытая Россия», основанным Михаилом Ходорковским. Найти ничего не удалось, но была достигнута главная цель – лишить возможности журналистку работать, забрав у нее все цифровые носители от ноутбука до телефона. Все это, кроме телефона было возвращено супругу Ирины Славиной через несколько дней после ее гибели, что вполне ясно говорит об истинных целях действий силовых структур. Слишком независима была Ирина Славина, слишком многое себе позволяла в своем сетевом издании, когда писала то и так, что не позволяли себе другие СМИ.

Но сейчас речь не о работе Ирины Славиной, которой она отдавала всю себя, а о ее последнем поступке. Акт самосожжения, устроенный ею, не был типичным актом самоубийства, основой которого бы служило психическое расстройство, эмоциональная подавленность или осеннее обострение. Нет, здесь ситуация иная. Можно говорить о психологическом давлении, доведении до самоубийства со стороны представителей власти и правоохранительных органов, которые всеми своими действиями от многочисленных штрафов до этого позорного обыска не давали Славиной нормально работать, демонстрируя цензуру власти во всей ее уродливости.

Для Ирины ее сетевое издание было ее детищем, смыслом ее жизни, в первую очередь, как журналистки. И когда происходит регулярный прессинг, когда в ответ на честную работу идет волна явных и скрытых угроз, очень сложно не сдаться, продолжить свое дело. Славина работала до последнего, хотя уже понимала, что послаблений не будет, государственная система вкупе с правоохранительной начала все туже закручивать гайки. И нужен был действительно мощный тормоз, чтобы остановить движение этой смертоносной для общества, для его свободы, машины.

Акт Ирины Славиной и попытался стать этим самым тормозом, поэтому поступок нижегородской журналистки можно назвать подвигом, пусть даже в крайней его форме. Это было настоящее самопожертвование, но не ради себя, а ради дела, ради общества, которое, как показывают последующие события, не сумело оценить жертву Ирины Славиной. И вот здесь нужно сказать о самом важном, о том, что журналистка, оставив последний пост на своей странице в «Фейсбуке», стала своеобразной провидицей, обвинив в своей смерти Российскую Федерацию.

Да, виновником этого акта стали не только власть, не только правоохранительная система, но и общество, которое узнавало правду, наблюдало истинное положение дел со страниц сетевого издания, но продолжало жить по принципу: «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу». И права дочь погибшей журналистки, которая вышла на следующий день в центр Нижнего Новгорода с плакатом, на котором была надпись: «Пока моя мама горела заживо, вы молчали».

Самой правильной реакцией на эту трагедию были бы массовые пикеты и мирные акции протеста, когда люди не только в Нижнем Новгороде, но и других российских городах вышли бы на улицы, требуя от власти ответа за закручивание гаек, за нездоровую цензуру, за попытку скрыть правду. В то же время эти акции были бы попыткой извиниться перед Ириной Славиной, за то, что общество, ради которого она работала, люди, ради нормальной жизни которых она пошла на такую жертву, не услышали ее вовремя, сделали вид, что все нормально, жизнь вокруг вполне ничего, «лучше, чем в лихие 90-е», тем самым заставив журналистку пойти на крайний метод.

Но сейчас есть лишь официальная позиция Кремля, когда пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков выразил соболезнования родным и близким Ирины Славиной, а губернатор Нижегородской области обещал разобраться в причинах. Будут проверены и действия сотрудников и обстоятельства последнего обыска в квартире журналистки. Но все это лишь формально, вряд ли стоит надеяться, что кто-то действительно получит по заслугам, ответит за верное служение власти, за то, что добивается спокойствия для этой власти ценой жизни честных и независимых людей.

Показательным стало и то, что в день гибели Ирины Славиной на месте, где она сожгла себя – у скамьи рядом со скульптурной композицией «На страже Закона во все времена», изображающей городового, милиционера и полицейского, возник стихийный народный мемориал. Неравнодушные люди несли фотографии погибшей журналистки, цветы, свечи, плакаты в память о ней. Все это оперативно убиралось, пока не вызвало волну возмущений горожан. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин написал в своем аккаунте в Инстаграме, что запретит трогать место памяти, но через несколько дней ситуация вновь повторилась – все было убрано.

Власть никогда не признает свою вину, свою ошибку в подобных трагедиях. Ее можно лишь заставить это сделать. Может быть, пора вспомнить, что по Конституции, за поправки в которую так рьяно голосовали жители Российской Федерации, четко прописано, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» и продемонстрировать это тем, кто сейчас стоит у власти, зарвавшимся «слугам народа», забывшим букву закона и порядка, давно уже живущим по своим правилам.

Хочется верить, что акт самосожжения, самопожертвования Ирины Славиной не был напрасным. Да, это был показательный акт, но демонстрирующий не амбиции журналистки, а наглядно показывающий болезнь не только нашей системы, но и нашего общества, в котором явно что-то не то, когда адекватные люди, профессионалы своего дела осознанно идут на такие крайние поступки. И если общество и на этот раз промолчит, прожует и проглотит, как очередную горькую пилюлю, то оно будет неспособно излечиться от зависимости от власти, от системы, а все мы продолжим жить в укрепляющемся полицейско-тоталитарном государстве, играющем в демократию. Ирина Славина пыталась своим поступком, в том числе, встряхнуть общество, пусть даже через шок. Но, видимо, и этого уже мало.

Или шанс на то, что общество хочет и может быть здоровым и свободным еще есть? Ответ на этот и многие другие вопросы, вновь набравшие свою актуальность после гибели Ирины Славиной, мы должны спросить не только у власти, у системы, но и друг у друга, а, в первую очередь, у себя. Время настало.

Вечная память Ирине Славиной - человеку, журналистке, героине нашего времени...

-2