В качестве доказательства своей «высокой популярности» отечественные оппозиционеры очень любят приводить цифры просмотров, лайков и репостов своих роликов или постов в соцсетях. Наиболее показателен в этом смысле пример блогера Алексея Навального, который постоянно хвастается миллионами просмотров – что впрочем никак не конвертируется в реальные цифры поддержки. Для иллюстрации накруток и откровенно мнимого характера «широкой популярности» блогера давайте проанализируем метрики (просмотры, лайки, комментарии) интервью супругов
Навальных, вышедшего 6 октября 2020 г. на YouTube-канале «вДудь». За неделю видео собрало свыше 16,5 млн. просмотров и около 1 млн. лайков.
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc
Проведенный анализ позволяет утверждать, что лайки, комментарии и просмотры были получены искусственно. Это означает, что реальный интерес к видео и количество просмотров «живыми» пользователями существенно ниже, чем показывают счетчики видеохостинга.
Ниже постараемся по пунктам разобрать факты накруток просмотров и реакций на интервью Навальных.
Итак, во-первых, анализ показал, что имеется неестественно резкий прирост подписчиков канала Дудя после выхода интервью Навальных
За последний месяц на YouTube-канале Юрия Дудя вышло три ролика: интервью с писателем Дмитрием Глуховским, интервью с создателями белорусского Телеграм-канала NEXTA и интервью с супругами Навальными.
Согласно статистике прироста подписчиков, первые два видео, вышедшие на канале 10 и 18 сентября, равномерно набирали подписчиков по 10 тысяч в первые дни просмотров ролика, а затем такое же количество за несколько дней после указанных интервью. За три недели сентября (с 7 по 28 сентября) прирост подписчиков составил 70 тыс.
В качестве доказательства своей «высокой популярности» отечественные оппозиционеры очень любят приводить цифры просмотров, лайков и репостов своих роликов или постов в соцсетях. Наиболее показателен в этом смысле пример блогера Алексея Навального, который постоянно хвастается миллионами просмотров – что впрочем никак не конвертируется в реальные цифры поддержки. Для иллюстрации накруток и откровенно мнимого характера «широкой популярности» блогера давайте проанализируем метрики (просмотры, лайки, комментарии) интервью супругов
Навальных, вышедшего 6 октября 2020 г. на YouTube-канале «вДудь». За неделю видео собрало свыше 16,5 млн. просмотров и около 1 млн. лайков.
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc
Проведенный анализ позволяет утверждать, что лайки, комментарии и просмотры были получены искусственно. Это означает, что реальный интерес к видео и количество просмотров «живыми» пользователями существенно ниже, чем показывают счетчики видеохостинга.
Ниже постараемся по пунктам разобрать факты накруток просмотров и реакций на интервью Навальных.
Итак, во-первых, анализ показал, что имеется неестественно резкий прирост подписчиков канала Дудя после выхода интервью Навальных
За последний месяц на YouTube-канале Юрия Дудя вышло три ролика: интервью с писателем Дмитрием Глуховским, интервью с создателями белорусского Телеграм-канала NEXTA и интервью с супругами Навальными.
Согласно статистике прироста подписчиков, первые два видео, вышедшие на канале 10 и 18 сентября, равномерно набирали подписчиков по 10 тысяч в первые дни просмотров ролика, а затем такое же количество за несколько дней после указанных интервью. За три недели сентября (с 7 по 28 сентября) прирост подписчиков составил 70 тыс.
https://socialblade.com/youtube/channel/UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA/monthly
https://socialblade.com/youtube/channel/UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA/monthly
В случае с интервью Навальных отмечен резкий прирост подписчиков в первые три дня после выхода видео – сразу 100 тыс. подписчиков, а затем уже по 10 тыс. подписчиков раз в несколько дней, как и прежде. Всего за неделю с 5 по 12 октября прирост подписчиков составил 120 тыс.
https://socialblade.com/youtube/channel/UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA/monthly
Неестественный «выброс» также видно в сервисе LiveDune.
Для сравнения другие значительно более популярные ролики Дудя: интервью с Дмитрием Нагиевым (25 млн. просмотров от 18 сентября 2018 г.) и видео про Колыму (22 млн. просмотров от 23 апреля 2019 г.) не имели такого резкого прироста подписчиков.
Исключение составило интервью с Анастасией Ивлеевой (32 млн. просмотров от 21 августа 2018 г.), появившееся примерно через год после запуска канала на пике популярности Ивлеевой и Дудя, что дало недельный прирост в 195 тыс. подписчиков. Интервью с Нагиевым дало прирост 75 тыс. подписчиков, а сюжет о Колыме – 66 тыс. подписчиков.
https://socialblade.com/youtube/channel/UCMCgOm8GZkHp8zJ6l7_hIuA/monthly
Такой неестественный для канала прирост подписчиков может свидетельствовать об использовании ботов, подменяющих «живых» зрителей.
Во-вторых, комментарии под видео явно оставлены ботами для поддержки ролика в топе видеохостинга
Часть комментариев под роликом была искусственно накручена с помощью бот-технологий. Большое количество несодержательных комментариев с множеством лайков помогают видео дольше держаться в трендах YouTube и фактически создает ложную популярность.
Так, например, комментарий с аккаунта Albina Askarova был написан в день выхода интервью и собрал более 1,5 тыс. лайков и более 40 комментариев. Аккаунт Albina Askarova был зарегистрирован в конце августа 2020 г. Данный пользователь не подписан ни на один канал на Youtube.
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc&lc=UgxHmVZWHUyib0jrqiR4AaABAg
https://www.youtube.com/channel/UC3g8D31dR7vdg34zkS1r7gw/about
Также в день выхода интервью были написаны и иные однотипные комментария на тему того, что Навальный является единственным героем выпусков канала «вДудь, который появился на канале во второй раз. Комментарии имеют нестандартно много ответов.
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc&lc=UgzWkab9KHqIayZe-s54AaABAg
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc&lc=UgxRKu3GeXIf_Wcp2zx4AaABAg
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc&lc=UgxvjvQmbxsvCM9Fv_l4AaABAg
После публикации видео был опубликован ряд одинаковых комментариев от аккаунта «MISKAM FATE». Сам аккаунт был зарегистрирован на Youtube в июле 2020 г. и в настоящее время не подписан ни на один канал.
https://www.youtube.com/watch?v=vps43rXgaZc&lc=UgwK-wbD4d9W0eMEuwJ4AaABAg
https://www.youtube.com/channel/UCSkgBtwR6fCTCkKeNyxKrzg/about
В-третьих, если сравнить с другими видео на канале Дудя – под интервью четы Навальных оставлено чрезмерно большое число комментариев
Аудитория канала Юрия Дудя реагирует достаточно однородно на выход роликов. Пользователи под роликами с миллионными просмотрами оставляют небольшое количество комментариев. Исключение составляет интервью Навальных.
В период с июля по октябрь 2020 г. на канале Юрия Дудя вышло семь роликов, включая интервью с супругами Навальными. Ролики набрали разное количество просмотров: от 4,5 до 16,5 млн. просмотров.
При этом число комментариев под роликами значительно отличается. Если шесть видео, без интервью Навальных, не набирали свыше 60 тыс. комментариев, то ролик с оппозиционером собрал сразу 200 тыс. комментариев. Примечательно, что второй столбик комментариев на отметке в 30 тыс. соответствует ролику с 11 млн. просмотров (видео от 29 июля 2020 г. со стендапером Иваном Усовичем).
В-четвертых, интервью Навальных собрало около 1 млн. лайков – и это слишком много. В другой подобной ситуации со схожим количеством лайков Дудя обвинили бы в накрутках
Интервью с Навальными при 16,5 млн. просмотров собрало около 1 млн. лайков. Ряд роликов на канале Дудя имеет сравнимое количество просмотров с этим роликом и даже превосходящее их. Но при этом данные ролики собрали на порядок меньше лайков.
Это, например, интервью Дудя с А. Ивлеевой (32 млн. просмотров, 650 тыс. лайков), Д. Нагиевым (25 млн. просмотров, 597 тыс. лайков), Е. Кридом (22 млн. просмотров, 633 тыс. лайков), а также прошлый ролик с А. Навальным (21 млн. просмотров, 496 тыс. лайков).
https://www.youtube.com/watch?v=_PbNqiWNlzQ
https://www.youtube.com/watch?v=7tKb5u52nSE
https://www.youtube.com/watch?v=CWX0sALDP54
https://www.youtube.com/watch?v=Bf9zvyPachs
Канал Юрия Дудя ранее упрекали в накрутке лайков после того, как было опубликовано видео про Колыму, которое собрало свыше 22 млн. просмотров и более 950 тыс. лайков – сравнимое по количеству с интервью Навальных.
https://www.youtube.com/watch?v=oo1WouI38rQ
Тогда в накрутках также участвовали подозрительные аккаунты, с которых писались банальные комментарии, набиравшие более 1 тыс. лайков.
https://pikabu.ru/story/nakrutka_pod_videorolikami_dudya_6966199
Таким образом, на примере анализа широко растиражированного интервью "воскресшего" буквально с того света Навального и его супруги Юрию Дудю, становится понятен механизм накруток и генерирования ложного в своей сути ощущения массовой поддержки продвигаемой блогером повестки.