Рассмотрим суть анализа данного произведения великим классиком отечественной психологии Л.С. Выготским в его знаменитой монографии «Психология искусства».
Когда творил Лев Семенович, психология только начинала свой путь становления, и, чтобы компенсировать данный провал, я позволю себе дополнительные комментарии для улучшения разбора «Легкого дыхания».
Рассказ повествует о том, как Оля Мещерская, провинциальная гимназистка, прошла свой жизненный путь, ничем почти не отличавшийся от обычного пути хорошеньких, богатых и счастливых девочек, до тех пор пока жизнь не столкнула ее с несколько необычными происшествиями.
Ее любовная связь с Малютиным, старым помещиком и другом ее отца; ее связь с казачьим офицером, которого она завлекла и которому обещала быть его женой, – все это «свело ее с пути» и привело к тому, что любивший ее и обманутый казачий офицер застрелил ее на вокзале среди толпы народа, только что прибывшей с поездом.
Классная дама Оли Мещерской, рассказывается дальше, приходила часто на могилу Оли Мещерской, и избрала ее предметом своей страстной мечты и поклонения. Это, разумеется, самое настоящее невротичное поведение, может и должно стать предметом для анализа.
За основу исследования Выготский предлагает взять два персонажа: гимназистку Олю Мещерскую и классной дамы. Лев Семенович структурирует событийные ряды обоих женщин в столбцах и графически и приходит к выводу, что «мелодия новеллы» представлена скачкообразно, а не хронологически.
В начале Бунин показывает нам могилу Мещерской, т.е. начинает с конца. Я бы сказал, что Бунин использует прием интриги читателя, который почувствовал бы как велики были ставки в играх юной гимназистки, что она повлияла на судьбы и восприятие жизни окружающих ее зрелых людей.
1. Основу жизни Оли Мещерской Лев Семенович характеризует как «житейскую муть»: «Перед нами просто ничем не замечательная, ничтожная и не имеющая смысла жизнь провинциальной гимназистки, жизнь, которая явно всходит на гнилых корнях и, с точки зрения оценки жизни, дает гнилой цвет и остается бесплодной вовсе».
В переводе на современный психологический язык можно было бы сказать, что у Оли слабая осознанность себя и своей жизни, а откуда взяться осознанности в период 14 – 16 лет? На ее сознании влияют гормоны, с каждым годом она расцветает все больше и больше, становясь настоящей красавицей.
Она осознает свою женскую силу, свою привлекательность: в нее влюблены гимназисты, особенно некий Шеншин, который из-за ее любовных игр чуть было не свел счеты с жизнью, Мещерская постоянно окружена поклонниками. Играючи, она соблазняет друга отца - помещика Малютина (56 лет), хотя и не любила не только его, но вообще никого. Несколько позже такая игра закончилась ее собственным убийством, когда ее на вокзале прилюдно застрелил казачий офицер.
Можно предположить, что житейская муть или мутные отношения среди близких людей Оля почерпнула в своей родительской семье, о которой в рассказе не сообщается. Очевидно, что семейные традиционные ценности у Мещерских носили формальный характер (холодные отношения друг с другом со связями на стороне) и душа Оли хотела сорвать покров с этой лжи, вести себя свободно, как ей хочется.
Можно Олю назвать блудной девушкой с одной стороны, но и нелицемерной, очень даже искренней и непосредственной личностью – с другой! Вокруг нее бурлила жизнь, все ее хотели и страсти кипели на всех парах! Она лично объясняется с казачьим офицером и дает даже почитать свой дневник, хотя, я считаю, что это было уже лишним.
Если бы Оля Мещерская осталась жива, то рано или поздно она бы, что называется, перебесилась, и смогла, наконец, овладеть своей женской силой. Может быть, кто-то типа Печорина разбил бы ей сердце и она научилась бы любить?
2. Как антипод Оли в рассказе описан колоритный образ классной дамы-моралистки возраста 30+, которая пытается вразумить Мещерскую, чтобы ее поведение стало более выдержанным и аскетичным. Выготский справедливо указывает, что классная дама (в рассказе ей отказано в личном имени) живет выдумкой, своего рода легким дыханием, как и Оля Мещерская.
- Сначала она идеализировала своего брата-прапорщика, ожидая, что ее судьба как-то изменится благодаря ему. Затем она жила мечтой о том, что она идейная труженица, и опять это была выдумка, заменявшая действительность.
- Надо полагать, классная дама идеализировала свой педагогический труд, что она несет свет просвещения ученицам. Хотя в реальной жизни, уверен, что от нее веяло холодком насильственного общения – ведь вычитывание морали «как надо и как не надо себя вести» является техникой убийства близких отношений.
В том, что Оля стала женщиной с братом классной дамы Малютиным и другом отца, показывает нам то ли иронию судьбы, то ли то, что во вселенной все взаимосвязано.
Не нужно быть маститым психологом, чтобы догадаться, что классная дама задавила свою женскую сущность, потому что с детства она покорилась формализму отношений в своей родительской семье! В ее психике включился защитный механизм по типу идеализации и отупления чувств.
Таким образом, классную даму и лихую гимназистку объединяет не готовность к близким отношениям, не умение любить, не готовность отдавать, они не видели в мужчине близкую душу и отца своих детей.
Разница между ними заключается только в том, что классная дама – это человек в футляре, а Оля позволяет себе играть мужскими чувствами, очень живая девушка. Мне кажется, что казак застрелил ее потому, что она вдруг показалась ему неким чудовищем, которое так входило в контраст с ее внешним ангельским обликом, что его рука сама потянулась к оружию.
То, что Мещерская окончательно заигралась, очевидно из того, что влюбленный в нее казачий офицер был абсолютно не в ее вкусе, некрасивый и плебейского вида, из чуждого ей круга интеллигенции и интеллектуалов.
Уверен, что, Оля была очень циничной девушкой, и , если бы офицер застрелился бы сам, она бы его даже не пожалела. Показательно также, что во время разговора с классной дамой Оля вежливо и спокойно перебивая начальницу, объясняет, что в ее распутном поведении виноват ее брат Алексей Михайлович Малютин. То есть, она с себя снимает ответственность и хочет оставаться белой и пушистой.
Вы не находите, дорогие читатели, что в самом факте интимной близости Мещерской с другом отца и братом классной дамы Малютиным есть что-то недопустимое, инцестуозное? Ведь за образом Малютина скрывался папа Оли! Конечно, здесь сыграл роль отцовский комплекс в подсознании Оли и она пыталась получить отцовскую любовь со стороны его ровесников.
Аналогичны были отношения Тютчева и однокурсницы его дочки Елены Денисьевой, от которой из-за отношений с Федором Ивановичем отказались отец, друзья, закрылась перспектива карьеры фрейлины – все было положено Еленой на алтарь отношений и статуса незаконной жены Федора Ивановича Тютчева.
3. Выготский особое внимание уделяет анализу названия рассказа – «Легкое дыхание»: «Рассказ получает вдруг новый смысл и новое выразительное значение – это не просто русский уездный пейзаж, это не просто просторное уездное кладбище, это не просто звон ветра в фарфоровом венке, – это все рассеянное в мире легкое дыхание, которое в житейском своем значении есть все тот же выстрел, все тот же Малютин, все то ужасное, что соединено с именем Оли Мещерской".
Я бы сказал, что метафора легкого дыхания – это высшая точка женской красоты и силы, может быть что-то даже запредельное, почти за гранью жизни и смерти!
4. Чего не хватило Оле Мещерской для не просто жизни, а счастливой жизни? Вспоминается народная мудрость: «Не родись красивой, а родись счастливой!». А счастливой вполне можно стать, если душу не раздирают внутренние конфликты и комплексы.
..Возможно, не хватило интуиции, кроме того, все молодые люди уверены в своем личном бессмертии, что с ними на самом деле не просто не может случится чего-то плохого.
Это чрезмерно легкое и беспечное отношение к жизни иногда может довести юные создания и до настоящей катастрофы. К сожалению, тогда люди не могли обращаться к психологам, т.к. дата написания рассказа – 1916 год.
В заключении могу сказать, что Лев Семенович при анализе «Легкого дыхания» часто пытается углубиться в структуру рассказа (из этого анализа, по большому счету, ничего не следует) и его анализу не хватало психологизма. Но вместе мы, выражаю уверенность, справились на все пять баллов!
P.S. Если задаться вопросом, кто более грешен — Оля или классная дама? То ответ будет не таким очевидным, как может показаться! Оля погрузилась в грех блуда, а классная дама в гордыню — и неизвестно, что хуже.
Если есть ваше желание, мы с Львом Семеновичем ждем ваших комментариев и лайков!)
--------------------------------------------------
✍️Дорогие друзья, я - практикующий психолог. Приглашаю желающих на психологическую консультацию, все ссылки ниже.
🖥️Контакты
📧Эл. почта sig69@inbox.ru
📧Личка в ВК https://vk.com/sigaev_s
👉Прайс сессий и самопрезентация https://vk.com/@sigaev_s-samoprezentaciya 👉Мое образование и подготовка https://vk.com/album77342369_266587894
😀Благодарю за ваше внимание!