Система биллинга – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для хранения данных клиентов, автоматизации расчетов и управления услугами. В общем случае это решения для автоматических расчетов с учетом использованного трафика, времени разговора, действующего тарифа без участия человека. Простым примером использования биллинга можно назвать расчеты за услуги оператора мобильной связи или интернет-провайдера. Хотя только этими сферами использование биллинговой системы не ограничивается.
Особенности системы биллинга
Биллинговая система должна удовлетворять следующим требованиям:
- Защищенность. Все данные, в том числе и личная информация клиентов, должны быть защищены от третьих лиц. Для хранения информации используются собственные серверы.
- Открытость. Хорошая система имеет открытый исходный код, что позволяет специалистам компании гибко настраивать ее под свои нужды, модернизировать, изменять программное обеспечение.
- Модульность. Использование отдельных модулей позволяет операторам или иным сотрудникам компании проще работать с абонентами, клиентами. Каждый модуль или подсистема также должны легко настраиваться для решения определенных задач. Например, если речь идет о системе биллинг мобильного оператора, то это могут быть модули оповещения о том, что необходимо пополнить счет, или информационные рассылки.
- Масштабируемость. В биллинговой системе должна быть заранее предусмотрена возможность увеличения масштаба с учетом роста количества клиентов.
- Интегрируемость. Биллинг системы должны легко интегрироваться с другими платформами и решениями – например, с интернет-банкингом и пр.
Как работает система?
В простейшем случае биллинговая система является автоматизированной системой расчетов. Т.е. клиент пользуется услугами компании, а счета за эти услуги формируются автоматически. Такой подход применяется при тарификации минут или трафика операторов мобильной связи, при коммунальных платежах и т.д. Для автоматизации расчётов оператор (компания) предварительно вносит в биллинговую систему всю информацию, которая будет использоваться при оплате счетов клиентов. Далее все абоненты за расчетный период получают счета, сформированные системой биллинга. При изменении тарифов оператор просто вносит необходимее данные в единую систему.
Но стоит понимать, что биллинг – это не только автоматизация платежей. К другим функциям системы относятся:
- Информационное обслуживание и самообслуживание. У клиентов должна быть возможность получения в удобной для анализа форме информации о тарифах, скидках, специальных предложениях. Клиенты могут самостоятельно менять тариф, способ расчета, управлять услугами – подключать или отключать их.
- Финансовое обслуживание. Помимо формирования счетов биллинговая система обеспечивает управление расчетами, обработку поступивших платежей, передачу информации в банк или в организации (сторонних поставщиков услуг).
Преимущества биллинга для бизнеса неоценимы. Во-первых, это существенное сокращение времени на взаиморасчеты с клиентами или партнерами. Во-вторых, исключаются факты мошенничества со стороны сотрудников компании, когда, например, заранее заключаются неправомерные договоры с подставными лицами на оказание услуг. Наконец, биллинговая система позволяет клиентам самостоятельно управлять услугами – не требуется обращение в компанию, а это дополнительная экономия времени и сотрудников, и самих клиентов. Поэтому о внедрении биллинговых систем все чаще задумываются компании и организации, занятые в различных сферах бизнеса, а не только операторы кабельного, спутникового телевидения, операторы мобильной связи или интернет-провайдеры.