На первый взгляд, речь идет о почти тождественных понятиях. Покаяние и самоедство означает признание своей вины, раскаяние в совершенном. Так в чем же может быть разница, кроме того, что самоедство, как следует уже из названия, означает длительный и крайне неприятный для грешника процесс. Он словно своим грехом себя постоянно укоряет и не забывает о нем. Так в чем же разница? Вот каково мнение на этот счет православного священника Александра Тылькевича.
Что такое покаяние? С позиций православного человека, это понимание своего греха и дальнейшее изменение себя. Оно происходит в первую очередь через смирение. Человек, желая угодить Богу, идет к исповеди и кается в своем грехе. Так, констатируя факт греха, он в дальнейшем прилагает усилия, чтобы исправиться и впредь к этому греху уже не возвращаться.
А что же такое самоедство? Это тот случай, когда человек, согрешив и покаявшись вроде на исповеди, все же сомневается: а простит ли его Бог? Так бабушка на исповеди часто переспрашивает: а точно ли меня Боженька простит? Тут священник говорит совершенно уверенно: да, Господь тебе простит и больше никогда не вспомнит.
Тут надо напомнить про два состояния, в котором в моменты покаяния или самоедства человек находится. Это состояние молитвы и состояние уныния.
В состоянии молитвы человек не досягаем до дьявола. Но дьявол знает, что из этого состояния человека нужно выводить. Как это делать? Навязывая ему состояние уныния. Ложным раскаянием, постоянным возвращением к своим грехам, к содеянному. А это как раз и приводит к самоедству, вводит человека в тоску и печаль. Вот почему при покаянии надо молиться и забыть о том, что Бог вам когда-то припомнит этот грех. Тогда не будет и самоедства, но сохранится покаяние.