Ариадна Сергеевна Эфрон родилась в 1912 г в Москве. Юные родители, беззаботное детство в интеллигентной среде писателей, деятелей искусства. Уже в 5-летнем возрасте Аля начала вести дневник, писала стихи, отлично рисовала. Очень скоро стала для матери подругой, помощницей.
Все прервалось в одночасье с революцией 1917 г.
Я задавала себе вопрос: родители Марины были состоятельные люди, почему же они не оставили наследства? Оказывается, Мария Мейн (умершая от туберкулеза в 1906 г) написала завещание, согласно которому ее дочери Марина и Анастасия вступали в наследство по достижению 40-летия. До этого возраста, считала мать, они обе неразумно распределят средства. Ясно, что деньги достались большевикам. Если бы Мария Александровна вложила средства в иностранные банки, возможно, трагедий в семье Цветаевой можно было бы избежать.
Все тяготы 1917 -1922 гг - голод и холод, неустроенный быт, болезни, смерть сестры в приюте, неизвестность в судьбе отца, - Ариадна разделила вместе с матерью. Она стала для Марины правой рукой во всем.
В Чехии, затем во Франции, когда семья уже воссоединилась, жизнь стала налаживаться. Родился брат Георгий (Мур), Ариадна закончила училище прикладного искусства, поступила в Высшую художественную школу при Лувре, начала работать в редакциях журналов. Если раньше кумиром была мама, то в последние годы эмиграции Аля сблизилась с отцом.
Тоска по родине, чувство вины перед Советами за участие в белогвардейском движении, надежда на возвращение привели Сергея в советские спецслужбы во Франции. Вместе с отцом, разделяя его взгляды, рвалась в Россию и Аля.
С 1937 г Ариадна в Москве, работает в журнале "Revue de Moscou", занимается переводами. Ей нравится новая жизнь, здесь же знакомится с журналистом Самуилом Гуревичем, своей "первой и единственной любовью" (расстрелян в 1951 г).
В 1939 г приезжают мать с братом. Но вместе семья пробыла всего 3 месяца - Ариадну арестовали. Аля не понимает, не верит в происходящее, даже уходит, не попрощавшись. Знала бы она, что родных видит в последний раз. Ее арест нужен был для того, чтобы изобличить Сергея - слишком много знал. Аля, не выдержав пыток и истязаний (к тому же у нее случился выкидыш) подписала признание, а тем самым и приговор себе и отцу. Отца арестовали через месяц, расстреляли в октябре 1941 г, спустя 1,5 месяца после самоубийства Марины.
Ариадна Эфрон провела в лагерях 8 лет. В 1943 г за отказ сотрудничать с органами ее отправили в штрафной лагерь НКВД на Крайнем Севере, откуда никто не возвращался. С. Гуревичу удалось добиться ее перевода в Мордовию.
После освобождения год работала в Рязанском художественном училище.
В 1949 г Алю повторно арестовали, и приговорили к пожизненной ссылке в Красноярский край. Здесь она пробыла вплоть до реабилитации в1955 г.
Последние годы жизни Ариадна посвятила творческой работе. Много рисовала, переводила, писала стихи и прозу. Занялась подготовкой к изданию последних работ Марины Цветаевой. Известно, что Мур сохранил рукописи матери, и перевез из эвакуации в Москву неизданные работы.
В 1975 г Ариадна Сергеевна скончалась от сердечного приступа в возрасте 63 лет.
Читала рассказы Ариадны, написанные про лагерную жизнь. Написаны просто, читаются легко. Главное, что помогло Але пережить тяжёлые испытания - это оптимизм, надежда на лучшее, вера в хорошее, умение находить во всем позитив.
Спасибо, что дочитали! Я написала ещё три статьи под впечатлением о семье Цветаевой:
Цветаева - Эфрон. Злой рок, преследовавший семью
Георгий Эфрон, сын Цветаевой: "Мы еще будем все вместе, это время настанет!"
Что стало с сыном Марины Цветаевой после ее гибели?