В послевоенные годы с создание новых фильмов в стране было туго. Сказывались последствия войны, не хватало ни денег, ни ресурсов, центральные киностудии, «Ленфильм» и «Мосфильм» возвращались из эвакуации поэтапно, так что мощностей было маловато. Тем не менее,
как раз в середине века появилась лента, на многие годы ставшая одним из главных хитов отечественного кинематографа, - «Смелые люди».
Постановку картины поручили опытному мастеру Константину Юдину.
Юдин прославился ещё до войны, но снимал он истории комедийные, включая знаменитые фильмы «Девушка с характером» и «Сердца четырёх»,
так что и в новой работе всё-таки присутствовал юмор, хотя речь шла о войне. Поговаривали, что идея снять патриотическую картину с элементами юмора принадлежала Сталину, который восхитился каким-то голливудским фильмом и пожелал видеть нечто похожее, но отечественного производства.
Сценарий для «Смелых людей» написали Николай Эрдман и Михаил Вольпин, тоже хорошо известные в кинематографической среде люди.
Оба была на хорошем счету и умели создавать сценарии, с одной стороны, интересные, динамичные, идеально выстроенные драматургически, с другой стороны, выдержанные в принятой идеологии.
Так получилось и на этот раз: материал был актуальный, интригующий, лихо закрученный и в духе времени.
На главную роль сразу взяли Сергея Гурзо, любимца зрителей, звезду и лауреата Сталинской премии за роль в «Молодой гвардии» режиссёра Сергея Герасимова, которая вышла в 1948 году.
Гурзо воевал на фронте сам, так что ему даже не пришлось сильно вживаться в роль: события и чувства были ему отлично знакомы.
Компанию ему составил более возрастной, но не менее популярный артист Алексей Грибов.
Чтобы снимать масштабные сцены с лошадьми, группа отправилась в Кисловодск. Там, на угодьях Терского конного завода, и снимали натуру. Часть сцен отсняли в районе Пятигорска, где тоже нашлись красивейшие места. Кстати,
лошадей для съёмок отбирал сам легендарный Будённый,
а для исполнения трюков пригласили цирковых артистов, представителей династии Кантемировых. Кантемировых обязали исключительно бережно обращаться с элитными скакунами и поставили строжайшее условии: во время исполнения трюков травмировать максимум восемь животных. Но артисты так филигранно отыграли, что ни одна лошадь травм не получила.
Картина «Смелые люди» вышла в кинотеатры осенью 1950 года и моментально завоевала любовь зрителей. На неё ходили по многу раз, при этом зачастую даже сложно было купить билеты. Интересно, что это была одна из первых картин, снятых в цветном варианте в отличном для тех времён качестве, и это, конечно же, добавляло ей обаяния. Ну а
главный герой истории, актёр Сергей Гурзо, за «Смелых людей» получил Сталинскую премию второй раз (вместе с Алексеем Грибовым).
А вы помните «Смелых людей» чёрно-белыми или цветными? Я, например, в первый раз смотрела чёрно-белый вариант.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296