Найти в Дзене
Круто об искусстве

Арт-терапия, а не искусство.

Фрида Кало "Автопортрет с терновым ожерельем", 1940. Техасский университет, Центр Гарри Рэнсома, Остин.
Фрида Кало "Автопортрет с терновым ожерельем", 1940. Техасский университет, Центр Гарри Рэнсома, Остин.

Фрида Кало - это именно тот случай, когда популярность возникла не от качества самого искусства, а ОТ ЛИЧНОЙ ДРАМЫ, которая превратилась в легенду и обросла мифами.

ФРИДА - ЭТО БРЕНД, который художница щедро сдабривала своим эпатирующим поведением. Это густые сросшиеся брови, усики, цветы в волосах и почти театральные костюмы, преисполненные мексиканского колорита.

❗И все замечательно, но В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С ИСКУССТВОМ. Это эффектная подача себя - МАРКЕТИНГ. Потому что по существу живопись Фриды неубедительная, невнятная, робкая, рисунок и палитра "хромают".

❗Кало не ориентировалась на европейскую традицию, поэтому в ее творчестве НЕТ КУЛЬТУРНЫХ КОДОВ - того самого историко-культурного контекста, который отличает настоящее искусство (она вдохновлялась мексиканским лубком).

ФРИДА - ЭТО НЕ ПРО ИСКУССТВО, но про яркую форму творческой деятельности, где холстом стала сама жизнь, а кисточками и красками - эпатаж и мифотворчество.

Картины художницы - это часть бренда и в отрыве от мифа они теряют свою притягательность.

АВАРИЯ, после которой была кровать, многочисленные операции и корсеты - первый герой мифа. И именно на этой самой кровати, ставшей символом ее боли, она начинает заниматься творчеством. Но тогда, до кровати, одежда Фриды полностью сгорела, а сама она оказалась - это даже выговорить трудно! - дефлорирована токоприемником трамвая, который проткнул ее живот и вышел через вагину (и это не считая кучи переломов).

Второй и третий - ЭПАТАЖ и ПОРОКИ (будучи замужем, Фрида имела множество любовников и любовниц; она одна из первых женщин в Мексике, кто стала носить штаны, ругалась матом, безбожно пила и курила).

❗Причислять ее к сюрреалистам в корне НЕ ВЕРНО - сновиденческие аллюзии и фрейдистские проекции были ей чужды. Творчество Фриды - прямое отражение ее жизненного опыта, ее личный дневник. Кало не боялась обнажать свою душу, но преподносила свое истерзанное сердце под острым соусом мексиканского фольклора.

И здесь "женское альтер-эго Сальвадора Дали" вступает в конфликт с сами Дали - в отличии от испанского фальсификатора в творчестве Фриды есть ПРИВКУС ПРАВДЫ и в этом кроется ее очарование.

Фрида Кало - великая женщина. Но именно женщина, не художник.

-2
-3
Скриншоты stories из моего блога в инстаграмм