Переход в IT-индустрию не всегда связан только с деньгами. Это еще и про поиск себя и про призвание. Марина Кузнецова работала в стоматологической клинике, вела свой канал в телеграме «Dental Jedi» и блог на Яндекс.Здоровье, участвовала в подкасте «Разговоры без бахил» и даже выпустила собственную книгу о стоматологии совместно с издательством АСТ. Казалось бы, карьера состоялась. Несмотря на это, Марина сейчас заканчивает курс Яндекс.Практикума по веб-разработке, и, кажется, дальше ее ждет совершенно новая жизнь.
История Марины началась еще в школе, где она интересовалась программированием и даже перевелась в школу с дополнительным изучением информатики. Там преподавали программирование в «ЛогоМиры», а также Pascal и QBasic. Однако затем история сделала крутой поворот.
Поскольку я пошла в первый класс в 5 лет, то закончила школу уже в 15. Принимать окончательное решение о поступлении нужно было в 13-14 лет. В последний момент я решила, что лучше пойти в стоматологию (конечно же, под влиянием окружения, так как сама мало что понимаешь в этом возрасте). Аргументы были такие: в стоматологии много общения с людьми, а работа программистом «не для девочки» и вообще от компьютеров болит голова. Закончив универ и начав работать, я в целом понимала, что удовольствия от работы не получаю, но связывала это с первыми трудностями. Бросать что-то из-за трудностей на раннем этапе для меня — быть слабаком! Так я проработала врачом 7 лет...
Задумываться о смене профессии всерьез начала три года назад, но не могла решиться. Казалось, другая профессия тоже не принесет радости, так как там свои проблемы и т.д. Точкой невозврата стал декабрь прошлого года, когда я поняла, что все мои новые друзья за этот год работают в сфере IT, а моя новостная лента превратилась в новости о мире разработки.
Марина выбрала курс «Веб-разработчик». Переход в новую жизнь было решено сделать постепенно: продолжить врачебную практику, но перейти на 0,5 ставки, чтобы успевать спокойно учиться. Поскольку пришлось сильно перестраивать мышление, первые спринты дались нелегко и обучение шло сложно.
Первое время я «тупила» над очевидными вещами: как быстро найти что-то в поиске, как посмотреть результат верстки в браузере, как дебажить код. После пары месяцев стало ощутимо легче, так как эти вещи дошли до автоматизма.
Курс «Веб-разработчик» состоит из нескольких разделов: верстки, основ JavaScript, React, бэкенда. Учеба идет двухнедельными спринтами. За это время нужно успеть сделать теорию в тренажере и на основе новых знаний выполнить практическую часть: собственный веб-проект. Все это время «Яндекс.Практикум» помогает студентам. Есть чаты студентов, где можно задавать вопросы и делиться переживаниями, и есть наставник, который помогает справляться со сложными задачами и мотивирует.
Наставник группы Марины изначально выбрал верную тактику: не быть «удобным» и не давать готовых ответов. Ведь его задача в том, чтобы студенты не просто прошли курс до конца, а научились быть разработчиками: самостоятельными и успешными. Для этого им необходимо самим находить информацию и анализировать её.
В первое время я этого не понимала и даже немного обижалась. Затем поняла, что вопросы теперь возникают только на действительно сложных моментах, а с вопросами, которые можно быстро «загуглить», никто в группе уже не обращается, все находят сами. При этом мы всегда чувствуем поддержку и помощь от наставника. Алексей всегда задаст нужное направление: куда именно смотреть и о чем задуматься.
Каждый спринт курса направлен на глубокую проработку одного из аспектов веб-разработки. Марине очень понравились разделы верстки и JavaScript-библиотеки React.
Мне понравилось работать с React из-за простоты и наглядности кода: все достаточно понятно и разбито на компоненты, это как провести уборку в доме и разложить все по ящичкам.
Изучение React и основы объектно-ориентированного программирования (ООП) закреплялись в проекте «Место». Если с React оказалось все просто и понятно, то идущий перед ним раздел ООП был достаточно сложным: на нем набивались первые ученические шишки.
Специфика обучения ООП такая, что ты примерно месяц учишь основы языка: функции, циклы и т.п. Затем лезешь в дебри: ООП, this, замыкания — вот это вот все. Мозг кипит и в голове каша. Я уже было отчаялась, но, как говорится, самый темный час перед рассветом. После ООП изучение библиотеки React пошло гораздо легче.
Однако сайт, в итоге, был сделан, и сейчас, в конце курса, Марина пишет к нему часть бэкенд. В рамках курса проект «Место» учит студентов воспринимать сайт как соединение кода и верстки, помогает студентам выработать цельный взгляд на каждый свой проект.
Отработка лендинга проходила на страничке «Научиться учиться» где нужно было научиться правильно использовать такой инструмент, как анимацию.
Навыки статичного и адаптивного дизайна закреплялись в другой работе — «Путешествия по России». Это большой сайт-одностраничник, который учит студентов верстать веб-страницу под дисплеи с разным разрешением, и это крайне полезный этап обучения перед реальной работой.
Также Марина добровольно приняла участие в двух дополнительных проектах, которые усилили ее портфолио.
Мы сделали сайт для НКО «Рак лечится» на фреймворке Vue, а также фронт для выпускного проекта студентов с факультета бэкенда.
Фронт Food Helper для «соседнего» курса — отличная тренировка перед реальной работой, так как прокачивает не только технические навыки, такие как верстка и JavaScript, но и навыки командной работы. Распределенная система управления версиями продукта Git, совместное написание кода, коммуникация, распределение обязанностей — все это важные аспекты работы веб-разработчика, и мы гордимся, что наши студенты получают такой важный опыт в комфортных условиях.
Сейчас Марина начинает работу над дипломным проектом: собственным поисковиком на React.
Я считаю, это будет действительно классный проект. Порой мне кажется, что Яндекс.Практикум работает на опережение. Ты думаешь, что точно не сможешь сделать такое, а в «Практикуме» уже заглянули в будущее и увидели, что точно сделаешь!
Хотя Марина еще только заканчивает курс веб-разработчика, новую работы она начала искать уже на середине курса. От первых собеседований не было никаких ожиданий, это была скорее разведка боем: понять, что спрашивают рекрутеры, какие навыки и знания нужно подтянуть.
После 3-4 пройденных собеседований я поняла, что компании очень разные, принятие решений часто субъективное и я не всегда до конца понимала, почему мне отказали в этот раз. Хотелось независимой экспертизы. Поэтому я решила согласиться на публичное собеседование с экспертом ABBY, которое организовал «Яндекс.Практикум». Было волнительно, так как стрим смотрело более 150 человек, а потом еще и запись разошлась по Интернету. Однако мой жизненный девиз: «Нужно делать то, чего боишься больше всего». Ну или «слабоумие и отвага». Поэтому я, конечно, решилась.
Публичные собеседования — это своеобразная репетиция настоящего собеседования. Его проводит опытный разработчик с большой экспертизой в найме. Сначала студента просят рассказать о себе. Потом комментируют качество выполнения тестового задания, потом технические вопросы и уже в конце решение задач.
Прошло все здорово: я не только ответила на большее количество вопросов, но и узнала очень много нового. Получила развернутую обратную связь. До и после стрима меня поддержало огромное количество студентов «Практикума». Человек пятьдесят написали слова поддержки, подбадривали, писали, что я молодец! В медицине я никогда не получала такой обратной связи и такой волны позитива.
Для нас интересным и вдохновляющим показалось то, что к концу курса жизнь Марины существенно перестроилась и сама программа курса стала занимать меньше времени. Эмоций, при этом, стала вызывать больше.
Сейчас, когда курс заканчивается, моя жизнь особо не страдает: я продолжаю заниматься теннисом, вижусь с друзьями несколько раз в неделю, сдаю проекты, работаю, выполняю интересные тестовые задания и хожу на собеседования. Больше никакого ступора, просто вопрос мотивации и самоорганизации. За время учебы я изменилась как человек. Все отмечают, что я стала веселее, более открытой и в целом, счастливой. Раньше с друзьями обсуждали их зубы и проблемы со здоровьем, а теперь решаем алгоритмические задачки.
В качестве совета будущим студентам курса «Веб-разработки» Марина Кузнецова рекомендует изучить основы JavaScript, особенно если до этого вы не программировали. Важно понять самые основы: как работают циклы, что такое функции, массивы и т.д. В нашем тренажере об этом подробно рассказано, но если ознакомиться с теорией заранее, больше времени останется на практику. При этом, именно это спрашивают на собеседованиях, так что польза двойная.
В конце мы с радостью еще раз процитируем Марину, рассказывающую о том, что наше сотрудничество с ней не закончится на этом курсе.
У меня уже есть план на следующие курсы Практикума. Это курс по алгоритмам, так как их спрашивают на каждом собеседовании (хотя почему-то считается, что фронту они нужны меньше). А еще курс мидл фронтенд-разработчик. Однако я понимаю, что зацикливаться только на обучении нельзя, важно получить реальный опыт разработки. Поэтому курс мидла я точно буду начинать только проработав хотя бы год на реальной работе.