Всем привет. Сегодняшняя тема проистекает из вчерашней, которая касалась предложения ввести налог на бездетность. Давайте посмотрим, что же мешает жителям нашей страны увеличивать свою численность.
Дошкольное образование
На данный момент все, у кого есть дети, думаю в курсе о нехватке детских дошкольных учреждений. Они же детские сады.
По данным РАНХиГС, 64,6% детей посещают детские сады. И хоть этот показатель вырос на 10% за 20 лет, но рост явно недостаточен. При всё при этом в 1990 году данный показатель был 66,4%. Не было бы и этого, если бы не увеличение размер групп. На данный момент на 100 мест в детском саду, приходится 106 детей. И это только те дети, которые в сад ходят. Если говорить обо всех детях,в том числе не попавших в сад, то на 100 мест будет приходиться около 130. Разумеется это увеличивает нагрузку на воспитателей, при этом зарплаты воспитателей не растут. Ниже привожу скрин с hh.ru.
20 и 35 тысяч. Это в Москве и на полный день. Да, можно найти вакансии и по 60-120 тысяч, но это уже частные детские сады с довольно высокой оплатой. Мой знакомый водил ребёнка в детский сад, который оплачивал работодатель, в размере 75% стоимости. Сам он платил 15000р. Следовательно сад в месяц стоил 60000р. В сад у дома устроить не мог, т.к. мест не было и не предвиделось в ближайшие 1,5 года. Но о каком качестве образования и о заботе о детях можно ждать от воспитателя, если он работает меньше, чем за 2 МРОТ?
Где хуже?
В крупных городах ситуация примерно одинаковая. Выбиваются из статистики некоторые регионы. В основном районы крайнего севера. Там процент детей в садах от 85 до 92%. К сожалению не потому, что там больше садов. Там с 90х годов сильно сокращается население. А следовательно меньше детей. Такими темпами лет через 20, на той же Чукотке будет наоборот нехватка детей в группах, при том же, или чуть меньшем количестве садов.
Что делать?
Вопрос неоднозначный. Точно надо строить. На что строить? На обобществлённые деньга олигархов, изъятые в виде налогов и распределённые по регионам в зависимости от тяжести ситуации с дошкольным образованием.
Также необходимо повышать зарплаты учителям. И тут маяком послужит средняя зарплата, которую декларирует правительство. Для выяснения зарплат в России данный показатель ни о чём, а как ориентир, до какой планки должны расти зарплаты населения, очень даже. Откуда брать? Да всё оттуда же, что и в прошлом пункте.
Обучать кадровый состав. Воспитатели должны быть профессионалами в нескольких сферах деятельности, если они работают с детьми. Тут и педагог, и психолог и много чего ещё. И всё это должно применяться в комплексе. А чтобы достичь желаемых результатов, нужно вводить элементы плана в экономику. Просчитывать, сколько и к какому времени будет построено детских садов, в каких регионах, в каком количестве нужны воспитатели, и т.д. Вообще это для всех отраслей хозяйствования не плохо. Иначе так и будем жить с продажи ресурсов, и продукции низкой степени передела.