Мы рассмотрели две правильные группы — обе отличаются низкими рисками. Разница в том, что у группы профессионалов ещё и получше с шансами. У любителей, как ни крути, будет однозначная доходность поверх инфляции. Например, 2% или 8%. За 20–30% и выше ходят иначе, прежде всего прокачивая соответствующие скиллы, а не разгоняя риск, как это принято в группе № 3.
Группа № 3: «Ставлю всё!»
Самые увлекательные истории случаются именно здесь. Примерно так. «Начал играть на бирже, за год заработал на квартиру, поверил в себя, взял кредит, всё проиграл, остался должен». При этом можно не до конца поверить в себя, выиграть квартиру и остановиться на этом. Так тоже бывает, но суть не меняется. Неограниченная прибыль, неограниченный риск. Совокупность стратегий, стоп-лосс по которым установлен в районе маржин-колла. То есть риск всё-таки ограничен 100% внесённых средств. Это может манить, логика примерно следующая: «Проиграть можно всего 100%, а выиграть в несколько раз больше, так чего бы не рискнуть?». Чем не теория вероятностей, прикинутая на глазок? Мысль была бы верной, но...
Плечевые интуитивные спекуляции были бы отличной идеей, если бы вероятность выиграть тысячу процентов и проиграть сто процентов была бы одинаковой. Но это не так.
Будь это так, стоило бы разделить сумму между максимальным числом стратегий этого типа и спокойно переехать в район профессионалов. В отсутствии корреляций между стратегиями игра приблизилась бы к очень профитному безриску.
Жизнь жёстче. Если интуитивный дейтрейдер начнёт на Московской бирже с десятым плечом бушевать в стаканах «ришки» (фьючерс на индекс РТС) и «сишки» (фьючерс на доллар), то действительно, он может проиграть только 100%, а выиграть 1000%. Но вероятность этих событий будет сильно неодинакова. Если нет преимущества в матожидании, плечо даст вам отрицательное ожидание. Если сто человек начнут вести себя таким образом, в сумме они проиграют денег больше, чем выиграют, но у кого-то, вероятно, результат превысит 1000%.
Единственный период, когда совокупный выигрыш этой ватаги превысит совокупный проигрыш: очень сильный тренд, простой для игры. Примерно так, как было на курсе рубль-доллар в 2014–2015 гг. Но так бывает на редких инструментах, и недолго. Например, на нефти в тот период была сопоставимая волатильность, но трендовость была сильно хуже. Перенёсшие ту же самую модель игры на соседний, явно скоррелированный инструмент, вероятно, потеряли бы в своей массе.
Если хочешь такой игры, можно поступить ещё проще. Если обычный инвестор чересчур поверит в себя и возьмёт большие плечи, будет то же самое. Собственно, будет уже не инвестор, а очень простой спекулянт. Там, где его коллега-трейдер, проникнутый верой в теханализ, сделает сотни ставок по сложной системе, наш герой делает одну-единственную. «Будет сильно расти». Важно, чтобы росло сильно, при росте портфеля в 10% годовых и плате за плечи в 15%, затея превращается в медленный слив депозита. Учитывая, что самое привычное состояние рынка — боковик, затея сильно более рискованна, чем кажется поначалу. Да, выиграть можно сильно больше, чем проиграть, но проиграешь — с большей вероятностью.
Также важно, что обязательно наступит период, когда ставка сгинет со всем накопленным ростом. Портфель подлинного инвестора не обнулится в любую просадку, в худшем случае — потеряет 70–80% в сильный кризис, но это будет не портфель, а сжавшаяся пружина (те же, кто начнёт инвестировать в страшное время, начнут с отличной покупки этой пружины). Но там, где инвестор теряет деньги и приобретает пружинность портфеля, наш инвестор-спекулянт ничего не приобретает: он теряет смертельным для себя образом. Весна настанет, но его портфель будет распродан в декабре. Чтобы прикинуть, какая именно просадка его убьёт (20%, 30%, 40%), достаточно знать плечо.
Понятно, что при игре вдолгую данная группа смелых игроков не может забирать деньги с рынка. Но будут периоды, когда они будут казаться королями биржи. Десятки и даже сотни процентов прибыли за действия, не требующие такого уж большого таланта. Сыграть может любой желающий, двери заведения всегда открыты.
Мы помним их главное правило: стоп-лосс стратегии в районе маржин-колла. Если осталось 7% или даже 23% от начального депозита, тоже ничего, слив засчитан. При торговле обычных биржевых инструментов этого можно достигнуть только плечом. Без плеч будешь долго мучиться, сцеживать в рынок кровь по капле, но не умрёшь. В худшем случае тебе надоест, перестанешь расковыривать рану и уйдёшь с какими-то деньгами.
Но можно сыграть ва-банк и без плеч: для этого надо купить непонятно что с непонятно какими перспективами. Желательно, чтобы это вообще не имело фундаментально обоснованной цены, считаемой рационально. Оптимально, если цену назначает исключительно настрой толпы, это значит, что будет безумие, скачки, пляски — всё как надо. Потенциал роста такой волшебной вещи неограничен. Это главное. Потенциал падения — тоже. Тут уж ничего не поделаешь. Этому условию идеально отвечали разные токены и криптовалюты. Нечто, не имеющее разумной цены и котируемое рынком по настроению.
На худой конец сгодится даже акция, но не любая. Нужна волатильная акция второго эшелона, с неясными перспективами, с историей и интригой, это как бы уже немножко токен. Никто не знает её будущего наверняка, можно потерять 90% или заработать сильно больше.
Кое-что про спекулянтов
К какой из четырёх групп относим спекулянтов? А нет такой однозначной роли «спекулянт», важно, что он делает.
И он может находиться в любой группе, сложно его представить только среди скромников с низкими рисками и умеренной доходностью.
Если это алготрейдинг, риск-менеджмент, легальная биржа — вероятно, это элита рынка. По общей сумме, добываемой с рынка, эту элиту, впрочем, вряд ли стоит переоценивать. Стратегии быстро упираются в предел ликвидности или выходят из строя. «Недолго музыка играла». Призовой фонд там не больше, чем призовой фонд стоимостных инвесторов, миллиардеров не много. Но мы сейчас не про миллиардеров, а про матожидание.
Если не брать инсайд как нечто среднее между серьёзным преступлением и большой жизненный удачей трейдеры в правом верхнем квадрате обычно с приставкой «алго». Далеко не любая механическая система приносит прибыль, но там торгуются именно системы.
Не надо путать, кстати, механическую систему и робота. Если система не слишком быстрая, её можно торговать руками. Здесь важно, что это система. Трейдер, торгующий несистемно, покидает квадрат элиты. Он всё ещё не теряет вероятности заработать много, но мы уже не поручимся за его риск. В тот же квадрат из «элиты» выбрасывают и плечи, взятые сверх некоего предела (в каждом случае он свой). Даже если система отменно профитная, лишнее плечо понижает её ранг: с ним можно заработать больше, но мы открываемся на серьёзный риск. Шансы по-прежнему могут оставаться в нашу пользу, но с тем же успехом можно было набрать криптовалют или плечевых лонгов на бычьем рынке. Трейдер здесь становится ближе к идее быстро разбогатеть, но теряет то, что отличало его от простых смертных, свою потенциальную бессмертность. Теперь рынок может его убить.
Группа № 4: отряд самоубийц
Но может быть и худшая участь, чем интуитивный трейдер, берущий фьючерс с пятым плечом. Есть маленький шанс, что он выживет и даже унесёт чужие деньги. Давайте заглянем в бездну. Там пребывают ставки на форекс с сотым плечом. Сюда же — пирамиды, хайпы, раздача денег в управление первым встречным и кредитование таких же встречных. Риск абсолютен, и потеря 100% инвестиций — лишь вопрос времени.
Согласно схеме, там огромный риск и небольшой шанс, но время, в общем, безжалостно к любым шансам. Если у кого-то что-то получилось в этой группе, это значит, что он мало старался. Продолжай в том же духе, и статистика тебя переломит. Но не все люди старательны. Не все идут до конца. Некоторые выводят прибыль. Если вовремя испугаться или облениться, то можно, вероятно, остаться с профитом. Будем считать, что можно. Полагаем, есть люди, имеющие в поединке с форексами и хайпами чистый положительный результат, скажем, в тысячу долларов. С миллионом их бы не выпустили, а с тысячей система может дать поблажку.
Но там нет людей, ставших миллионерами. На нормальной бирже — есть. Даже на криптовалютах есть. Меньше, чем кажется, но логика игры это не запрещает. Здесь же потолок низкий. Прыгнул и разбил голову. Здесь корректнее мерить потенциальный проигрыш и выигрыш не в процентах от капитала, а в абсолютных цифрах. На сто долларов капитала вам разрешат забрать сотни процентов прибыли. Не жалко. Возможно, вам понравится, и вы вернётесь и принесёте крупные деньги. Прибыль на грошовый счёт для заведения может проходить как расходы по статье «реклама».
Уместна такая метафора. Вы подходите к игровому автомату. Можете запихать в него сколько угодно и начать жать кнопки. Он запрограммирован так, что выдать обратно может, но немного. А сожрать — любую сумму. Начав игру, можете считать, что покупаете скромные шансы — за абсолютные риски.
Так какой вывод, если нужен вывод? Если нет времени посвящать финрынку значимую часть своей жизни — записывайся в группу № 1 и не переживай, что упустил что-то важное. Есть время и желание — стремись попасть в группу № 2. Не путай её с группой № 3, всегда смотри, чем вызвана повышенная доходность — умением или просто удачей, умноженной на взятый риск. Как огня бойся квадрата № 4 и убегай при первых признаках, что тебя приглашают туда.
Подписывайтесь на канал – мы регулярно публикуем интересные материалы об инвестициях, трейдинге и мире финансов!
Читать в источнике