Найти тему

«Хочу на журфак!»

Если ребенок мечтает стать журналистом и намерен приложить все усилия, чтобы поступить на профильное направление в вуз, это повод для серьезного и вдумчивого разговора. И первый вопрос, который я предлагаю задать чаду: «Зачем?»

Последние годы конкурс на журналистику стабильно растет (Источник: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/122477/)
Последние годы конкурс на журналистику стабильно растет (Источник: https://www.pexels.com/ru-ru/photo/122477/)

Мало кто из будущих абитуриентов имеет четкое представление о выбранной профессии. Зачастую есть некий романтизированный образ, сложившийся по фильмам, слухам, глянцевым примерам, вдобавок щедро приправленный собственной фантазией. Поэтому важно помочь подростку осознать его истинные желания и соотнести их с реальностью. Пусть он продолжит фразу: «Я хочу поступить на журфак, чтобы…» Чтобы что?

…чтобы писать — Почему тогда журфак? Может быть литературный институт? Или любое образовательное учреждение, которое помогает будущим авторам развивать их писательские способности, знакомит с различными художественными жанрами. Современная журналистика предполагает не только умение писать. В вузах учат работать с видео и аудио, осваивать различные инструменты продвижения, общаться с самыми разными (и не всегда приятными) людьми.

…чтобы заниматься тем, что интересно — В этом случае стоит задать уточняющий вопрос — а что именно интересно? Скорее всего, ответ будет примерно таким: «Общаться с интересными людьми». Или таким: «Ходить на интересные мероприятия, например, на концерты». Абитуриента, поступившего с такой мотивацией, ждет жестокое разочарование. Начинающих корреспондентов отправляют «работать в поле» — интервьюировать чиновников, освещать официальные встречи, снимать протокольные мероприятия, обращаться за комментариями к людям, которые не хотят их давать, писать про трубы, провода, дефицит/профицит бюджета и т.п. Это тоже интересно. Но не всем.

…чтобы зарабатывать много денег — Смешно. Рынок перенасыщен, конкуренция высокая, чтобы выйти на условно нормальный уровень доходов, нужно много и тяжело работать. Очень много и очень тяжело. Не все на это готовы пойти. При этом существует огромное количество других — более легких и быстрых — способов заработка.

…чтобы освещать важные темы на благо общества — Такая мотивация ближе всего, с моей точки зрения, подводит подростка к пониманию сути профессии. Но этого недостаточно, потому что требует определенного опыта: что такое «важные» темы, что такое «общество» и каким оно бывает, где оно — пресловутое «благо». Частично ответить на эти вопросы школьник может еще до принятия окончательного решения о своей будущей профессии. Например, попробовав свои силы в школьной редакции или специализированном кружке.

Какой-то одной «самой правильной» мотивации нет и быть не может. Но важно понимать специфику каждой конкретной профессии, ведь именно ей будут посвящены несколько лет жизни в образовательном учреждении.