Утверждение концепции общего наследия человечества — характерная черта современного международного права. В прошлом все, что не находилось под суверенитетом государства, рассматривалось как ничейное (res nullius). Оно было свободно для присвоения государствами. Попытки раздела предпринимались — пытались делить даже океаны. Но постепенно было осознано, что международные пространства должны находиться в общем пользовании, и появилась концепция общего достояния (res communis).
В наше время стало очевидно, что эта концепция устарела. Развитие науки и техники открыло широкие возможности для использования пространства и ресурсов, находящихся за пределами государственных границ. Они приобрели большое значение для экономики, транспорта, связи и, разумеется, безопасности всех стран.
В прошлом каждый был волен пользоваться общим достоянием, но никто не нес ответственности за его сохранение. Между тем в результате активной эксплуатации ему причинялся все больший ущерб. Перед человечеством встала задача защиты общего достояния совместными усилиями. Врезультате появилась концепция общего достояния человечества(res communis humanitatis). Со временем она стала концепцией общего наследия человечества, распространив защиту на интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Концепция относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Она охватывает океаны, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Уже из этого перечня видно, сколь велико и значительно общее наследие человечества.
Общее наследие человечества.
Общее Наследие Человечества - международно-правовая концепция, закрепленная в Конвенции ООН по морскому праву. Впервые была выдвинута послом Мальты А. Пардо на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1967 г. в качестве основы международно-правового регулирования деятельности государств по освоению дна Мирового океана и его ресурсов. В 1970 г. Генеральная Ассамблея, провозгласив дно Мирового океана и его ресурсы «общим наследием человечества», одобрила Декларацию принципов, определяющих дно морей и океанов и их недра за пределами действия национальной юрисдикции (резолюция 2749, XXV). В связи с определением содержания понятия о.н.ч. в рамках III Конференции ООН по морскому праву, а также в доктрине международного права выявились различные подходы. Исходя из своих политических целей и экономических интересов, государства вкладывали в это понятие различный смысл. Объявляя минеральные ресурсы этого района о.н.ч., многие развивающиеся страны рассматривали морское дно и его ресурсы за пределами национальной юрисдикции (исключительной экономической зоны и континентального шельфа), в качестве общей собственности человечества и настаивали на наделении действующей от имени человечества специально создаваемой международной организации исключительным правом на осуществление разведки и разработки ресурсов международного района морского дна (Района) и лишении такого права суверенных государств, которые допускались бы к этой деятельности только в качестве подрядчиков. США и некоторые другие государства выдвинули такую систему доступа к освоению ресурсов Района, согласно которой международная организация по ресурсам была бы наделена лишь правом регистрировать факты освоения ресурсов в тех или иных районах морского дна, и международное сообщество государств было бы лишено возможности контролировать деятельность компаний развитых стран, что привело бы к монополизации освоения минеральных ресурсов дна за пределами действия национальной юрисдикции. В результате длительного поиска компромиссных решений удалось преодолеть имевшиеся разногласия и согласовать на основе учета интересов всех групп государств положения Конвенции ООН по морскому праву, определяющие правовой режим пространств и ресурсов международного района морского дна, провозглашаемых Конвенцией ООН по морскому праву о.н.ч. Важнейшим компонентом устанавливаемого Конвенцией режима района является принцип использования его пространств и ресурсов исключительно в мирных целях, обеспечивающий наиболее благоприятные возможности для их исследования и использования. Деятельность в районе должна осуществляться на благо человечества таким образом, чтобы способствовать расширению возможностей участия в освоении ресурсов Района для всех государств-участников, независимо от их социально-экономических систем или географического положения, и предотвратить монополизацию этой деятельности отдельными государствами и находящимися под их юрисдикцией и контролем физическими и юридическими лицами. Согласно Конвенции, пространства, провозглашаемые о.н.ч., не подлежат национальному присвоению в какой бы то ни было форме. Ресурсы, находящиеся на поверхности и в недрах указанных пространств могут быть отчуждены в собственность разработчика только на условиях, определяемых Конвенцией. Деятельность по разведке и разработке ресурсов, находящихся в общем пользовании государств, должна осуществляться под международным управлением, осуществляемым специально создаваемой международной организацией – Международным органом по морскому дну, в соответствии с устанавливаемой Конвенцией системой разведки и разработки ресурсов международного района морского дна. Содержание концепции о.н.ч. в международном морском праве имеет определенные отличия от содержания концепции о.н.ч. в том виде, в каком она нашла отражение в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (вступило в силу в 1984 г.). В дипломатической практике и доктрине международного права встречаются необоснованные попытки распространения концепции о.н.ч. на весь Мировой океан, Антарктику, природные богатства Земли, геостационарные орбиты, космическое пространство в целом и даже на всю сферу международных хозяйственных отношений. При этом игнорируется, что концепция о.н.ч. применима к определенным пространствам и ресурсам в строгом соответствии с имеющими универсальный характер международными соглашениями, определяющими режим этих пространств и ресурсов, когда такие соглашения приобретают юридическую силу.
Рассмотрим концепцию в морском праве.
Концепция нашла воплощение и в морском праве. Океан и его живые ресурсы эксплуатировались в основном промышленно развитыми странами. В результате хищнической эксплуатации океану был причинен большой ущерб. Появилась проблема установления режима дна океана (района), хранящего жизненно важные для человечества ресурсы. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.2 определила: «Район и его ресурсы являются общим наследием человечества» (ст. 136). Ни одно государство не может претендовать в отношении их на суверенные права (ст. 137).
Признание Мирового океана общим наследием человечества имело не только общие, но и конкретные правовые последствия. Так, коренным образом изменился статус государств, не имеющих выхода к морю. Они обрели право на участие в установлении режима общего наследия и в его использовании, за ними закреплено право выхода к морю через территорию прибрежных государств. Прибрежное государство имеет в отношении исключительной экономической зоны две категории правомочий. Во первых, прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путём использования воды, течений и ветра.
Во вторых, прибрежное государство осуществляет юрисдикцию,
предусмотренное в соответствующих положениях Конвенции 1982 года, в отношении:
a. Создания и использования искусственных островов, установок и
сооружений.
b. Морских научных исследований.
c. Защиты и сохранения морской среды.
В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуется свободами судоходства и полётов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам. Другие государства при осуществлении своих прав и выполнении и выполнении своих обязанностей по Конвенции в исключительной экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежном государством постольку, поскольку они не являются не совместимыми с Конвенцией и с другими нормами международного права.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что все таки встречаются необоснованные попытки распространения концепции о.н.ч. на весь Мировой океан, Антарктику, природные богатства Земли, геостационарные орбиты, космическое пространство в целом и даже на всю сферу международных хозяйственных отношений. При этом игнорируется, что концепция о.н.ч. применима к определенным пространствам и ресурсам в строгом соответствии с имеющими универсальный характер международными соглашениями, определяющими режим этих пространств и ресурсов, когда такие соглашения приобретают юридическую силу.