Пышные роскошные платья украшенные золотым шитьем, кружевами, драгоценными камнями, и жемчугом зачастую даже не стирали, ведь так можно было легко уничтожить произведение искусства. В то же время нательное белье у знатных дам подвергалось тщательной обработке. Вопреки мифам о средневековой антисанитарии большинство населения все же соблюдало личную гигиену, так что же было принято надевать под платье?
(Заранее благодарю Вас за прочтение статьи до конца, если она Вам понравилась, ставьте лайк и переходите на канал, где Вас ожидает еще больше годного контента!) А теперь начинаем!)
Начиная с раннего средневековья в качестве нательного белья использовалась каниза. Имела самый простой прямой крой и не претендовала на особое удобство в носке, встречались варианты казим как с рукавами, так и без, а вырез под горло мог быть круглым или квадратным. В жаркое время года казима впитывала под и не давала промокнуть одетому поверх платью.
К тринадцатому веку силуэт рубашек начал меняться, они становились короткими, более облегающими, появилась шнуровка для регулирования объема в талии. Помимо традиционного белого цвета появились кремовый и даже шафрановой. Белье начали украшать вышивкой из черных шелковых нитей. Прятать такое белье было не принято, его старались всячески выставить напоказ через специальные прорези в платьях, например, зоне декольте, тем не менее, нательную рубашку нельзя назвать полноценным аналогом нательного белья. Платье закрывало ее лишь частично, да и под рубашкой можно было разглядеть все что угодно. В XVI веке поверх нательной рубашки начали надевать корсет: кожаный или металлический, мода на которые продержалась вплоть до конца XIX столетия.
Естественно, что бюстгалтеров в те времена никто не носил, но для поддержания груди женщины часто пользовались широкими лентами, а эффекта push-up удавалось добиться за счет мешочков, набитых обрезками тканей. До появления и популяризации панталон и трико в XVIII веке нижние нательное белье практически никто не носил. Известно, что королева Мария Медичи носила некое подобие дневных трусиков, а Элеонора Талицкая надевала под платья короткие шорты. В 1587 году королева Англии Елизавета I сделала заказ на пошив нескольких пар бриджей из голландской ткани, и хотя сейчас сложно предположить, что подразумевалось под голландским тканью, скорее всего это было тонкое шерстяное полотно, которое неплохо удерживала тепло тела, что было особенно актуально для холодных, практически не отапливаемых королевских дворцов. Чулки, которые являются еще одним популярным предметом женского гардероба появились в Англии, Испании и Франции примерно в XII веке, причем этому изобретению европейцы обязаны арабам. Изначально чулки были довольно толстыми и не особо эластичными, первый станок для их изготовления появился лишь в 1589 году.
Появилась широкая палитра цветов, а чулки начали украшать кружевами. Своего апогея мода на нательное белье достигла в викторианскую эпоху, чем богаче была женщина, тем больше на ней было белья. Знатной даме помимо чулок и панталон приходилось надевать на себя рубашку, корсет, специальную блузу и целый комплект нижних юбок, естественно, натянуть на себя все это самостоятельно было попросту невозможно, даме помогало сразу несколько помощниц. В 1890-х годах появились первые прототипы бюстгалтеров, но в отличие от современных аналогов их чаще всего надевали поверх корсета. Как и сегодня, бюстгалтеры конца XIX века не только поддерживали грудь, но и придавали ей объем и более привлекательную форму.