Найти тему
Strelka Media

Что не так с ярославскими маршрутками

Оглавление

На фоне общей деградации общественного транспорта маршрутки становятся все популярнее у горожан. Однако такой вид транспорта отрицательно сказывается на доступности всего города и имеет множество проблем. Эксперты рассказали, в чем проблема ярославских (и не только) маршруток и может ли городской транспорт быть частным.

Мы уже рассказывали о том, как должен работать хороший городской транспорт и почему приоритет в развитии необходимо отдать трамваям и троллейбусам. Настало время поговорить о самом массовом транспорте города – маршрутках.

Маршрутки не то, чем кажутся

Проблему маршруток Strelka Media прокомментировали три эксперта. Все они говорили, что само понятие «маршрутки» необходимо уточнять, так как оно является просто элементом городского фольклора.

По словам эксперта транспортного развития территорий Института территориального планирования «Урбаника» Ильи Резникова, горожане, как правило воспринимают под словом «маршрутка» малый или средний автобус, обслуживаемый частным перевозчиком по определённому им тарифу, принимающий к оплате только наличные, имеющий известный маршрут, но останавливающийся по требованию (иногда и вне остановок). Часто они не имеют четкого расписания или плохо его соблюдают, не работают до позднего вечера, склонны нарушать ПДД. При этом ни один из перечисленных признаков строго обязательным не является.

Таким образом «маршрутка» — это не отдельный вид транспорта, а скорее – это просто некачественный общественный транспорт

Ту же мысль высказал директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин. Он делит организацию транспорта в городе на две модели. Согласно первой, перевозки рассматриваются как бизнес владельца транспорта, который определяет маршруты и собирает выручку. Вторая основана на заказе от города, который сам определяет необходимость в том или ином маршруте того или иного вида транспорта и оплачивает перевозчику километраж.

Давайте сразу развенчаем тот миф, что «маршрутка» – это «маленький автобус». Нет, «маршрутка» – это модель перевозок, а автобус может быть любого размера

Попытка властей устраниться от работы над инфраструктурой приводит к проблемам. Так, в Ярославле мэрия регулирует только маршрут, а уже с выполнением расписания проблема часто становится неразрешимой.

Профессор МАДИ Михаил Якимов рассказал, что многие под словом «маршрутка» понимают вообще любой автобус малой вместимости. При этом в некоторых городах (например, в Перми) такой термин не употребляется вовсе, так как маршруток у них просто нет.

Частные перевозчики

Само по себе частное владение транспортом и выполнение определенных городских маршрутов не является проблемой. Ошибкой стал формат работы города с частными предприятиями.

Эксперт транспортного развития Илья Резников считает, что основой работы с перевозчиками должен быть единый городской оператор. Это значит, что непосредственно городские власти должны решать, сколько автобусов и какой вместимости пойдет по определенным маршрутам. Такой оператор также должен получать от пассажиров деньги, затем оплачивая перевозчику работу по контракту.

Такую модель назвал полезной и перспективной также профессор МАДИ Михаил Якимов. Он отметил, что пассажиру без разницы, кто осуществляет перевозку. Главное – удобный, безопасный и современный транспорт.

О том, что ярославцам без разницы, кому платить, говорил и директор по решениям в области ОТ Владимир Валдин. По его мнению, это создает проблемы недополучения денег в городской казне, так как муниципальный транспорт ходит по социально важным маршрутам, в то время как на самых прибыльных направлениях работают маршрутки.

"Ярославле транспорт, который работает в режиме «маршрутки» и в режиме «социального» автобуса, внешне практически не различается. Думаю, большинство людей, особенно те, кто платит наличкой, даже не задумываются, в какой автобус они садятся. Ведь что пара остановок, что путь через весь город обойдётся в одну и ту же сумму, когда как «общегражданские» месячные «проездные» при такой системе организации сети, когда принимаются не везде, выглядят или неудобными, или дорогими"
Владимир Валдин, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRAВ

Маленькие автобусы

Малая вместимость маршруток тоже не является проблемой сама по себе. Однако горожанам причиняет неудобство непродуманность размещения автобусов по маршрутам: на некоторых направлениях в микроавтобус невозможно зайти, в то время как где-то едет почти пустой двухсекционный автобус.

По словам эксперта транспортного развития Или Резникова, для выпуска на линию автобусов малой вместимости необходимо, чтобы пассажиропоток был небольшим, но постоянным в течение всего дня. Однако он считает, что в современных крупных городах таких направлений остается все меньше.

Величина подвижного состава должна соответствовать пассажиропотоку. Нелогично и неэффективно перевозить высокий пассажиропоток маленькими автобусиками

Профессор МАДИ Михаил Якимов отметил, что нельзя заставлять пассажира ждать час, чтобы заполнить большой автобус. Для этого выбирают меньшее транспортное средство, но пускают его чаще.

При этом все упирается в описанную выше систему реагирования выпуска и объемов перевозок. Сейчас в городе владельцы транспортных средств сами решают, какие именно автобусы направить на тот или иной маршрут. Таким образом в «часы пик» в пробке может быть огромное количество переполненных маршруток, движущихся по одному направлению. В таком случае явно нужны автобусы большой вместимости, однако это не так выгодно владельцу.

Что делать с маршрутками

Все эксперты сходятся во мнении, что маршрутки в нынешнем виде не должны существовать на улицах города. Так, директор по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимир Валдин считает, что они являются символами градостроительного кризиса и «дикого» рынка.

"Нужно ли убирать маршрутки с улиц? В том виде как они есть – да, нужно убирать. Такой транспорт никогда не привлекателен для жителей, и вообще непонятен для туристов. Популярность «маршруток» вызвана крахом систем нормального общественного транспорта, произошедшим в большинстве городов России. Горожане в итоге всеми силами стараются купить личные автомобили и забыть весь этот тесный и некомфортный кошмар, что только усугубляет проблемы заторов. Причем автовладельцы тоже не любят маршрутки, которые нередко создают хаос на дороге"
Илья Резников, эксперт транспортного развития территорий Института территориального планирования «Урбаника»

Профессор МАДИ Михаил Якимов предлагает два варианта решения транспортных проблем: создание четких условий работы предпринимателей на городских маршрутах (уже описанный сценарий) или покупку муниципального транспорта. Однако в любом случае важно избежать появления монополий, чтобы работали законы рыночной конкуренции.

"Главное, чтобы все рыночные механизмы конкуренции находились на этапе входа каждого хозяйствующего субъекта на этот рынок, а не внутри рынка, не на улично-дорожной сети городов, не на маршрутах регулярных перевозок в виде гонок автобусов и борьбы за пассажиров"
Михаил Якимов, профессор МАДИ