Маша была замужем уже 17 лет. Дочь — подросток, муж и не сильно докучающая свекровь. Дом, работа. Семейные праздники, отпуска. Обычная семья. Но так было далеко не с самого начала.
С первых дней совместной жизни Маши с мужем повелось так, что своего голоса у снохи быть не должно. Ее семья – это простые тихие люди. Свекровь, Зоя Аркадьевна, новых родственников в серьез не восприняла. А они и свадьбу оплатили, и в качестве приданого за дочкой скромную квартирку предоставили. Но это все не в счет, ведь она свою кровиночку от себя оторвала. Растила, лелеяла для чужой девки. Так это Маше и было сказано.
Обидно Маше было такое слышать, какая она чужая, ведь она так любит своего мужа и Зою Аркадьевну мамой назвала прямо на свадьбе, и уважала ей во всем, слова поперек не сказала, глаза опускала. Мама сказала: «Терпи, дочка, теперь ты жена. А доля женская – терпеть». И Маша стерпела. А дальше – больше.
В свою квартиру Машу с мужем свекровь не отпустила. Сыночку до работы далеко добираться, да и сноха беременная. Как одним, без мамы. Пропадут. Родители Маши таскали сумками продукты из деревни, вдруг их дочка объест мужа. Зоя Аркадьевна благосклонно все принимала, но обязательно с комментарием, что все неполезно и вредно.
Так шли дни. Маша тихо сидела в декрете. Из своей комнаты без надобности в присутствии свекрови не выходила. Муж на работе пропадал. Свекровь тоже работала. К ее приходу все убрано, ужин сготовлен. И вроде так все устаканилось. Но пришел срок рожать. Родилась здоровая девочка Настя. Привезли их из роддома конечно же в квартиру свекрови. Молодым не справится без мамы. Маша и вправду по началу боялась, что с ребенком не справится. Но все оказалось не так и страшно. И грудью кормила, и пеленки стирать успевала, ужин готовила, квартиру убирала. Но все это было не так. По мнению свекрови и комната грязная, не проветренная, пеленки не проглаженные. По ночам ребенок спать сыночку мешает. Гуляет не так, одевает не так. В общем все не так. Советами закидала, а помощи то и нет. Тихая сноха молчала, изредка пожалуется мужу, но тот скажет, что мама только добра хочет.
Кто-то бы давно собрался и ушел, квартира со свадьбы стояла пустая. Но Маша боялась резких решений, боялась разрушить семью. И опять потянулись дни, пустоту и тоску в которых заполняла дочка. Свекровь не хамила, скандалов не устраивала, но без ее ведома молодые шагу ступить не могли. Молодая женщина была не хозяйка ни себе, ни ребенку. Да и семьи по сути у нее своей не было. За эти несколько лет она превратилась в тетку. Зайдя на свою работу за какой-то справкой, ее еле узнали коллеги. Начальница завела в свой кабинет и прямо спросила, что с ней такое. Маша ничего вразумительного не могла сказать, только разревелась. После этого визита она и решила выйти на работу. Дочку устроить в сад и попытаться уговорить мужа переехать в свою квартиру. Поначалу он никак не мог на это решиться. Но помог случай. Мама решила отметить его день рождения в кругу своих сестер, братьев. Друзьям места не нашлось. Тут что — то у сыночка переклинило, и он сам засобирался в тещину квартиру.
Переехали быстро, не смотря на протесты и уговоры свекрови. По началу все было хорошо. Маша наладила хозяйство. Но Зоя Аркадьевна не собиралась сдаваться. Начались бесконечные звонки и визиты. Проверки холодильника, кастрюль и шкафов. На своей территории Маша робко начала отстаивать свои права. Это повергло в шок и свекровь и мужа.
И тут Зоя Аркадьевна начала болеть. После каждого визита к молодым вызывать скорую. Сын мчался к ней, находил еле дышащую маму, во всем обвиняющую сноху. Доставалось и родителям Маши, воспитали неблагодарную и никчемную девицу. А девица тем временем работала, продвинулась по службе. Хоть в душе скребли кошки, но уже перестала бояться резких решений. Поняла для себя, что если она не сможет перебороть в себе эту робость и нерешительность, то из ее дочери вырастет такая же тихая девочка, которую до старости будут учить жизни.
С мужем был тяжелый разговор. На ее слова, что если он не перестанет во всем слушать мать и не сможет оградить их семью от ее нападок, то будет лучше, если они расстанутся. Был скандал, со слезами, скорой и больницей для Зои Аркадьевны. Муж ушел к маме, но через месяц запросился назад. Не смог он вынести такой заботы и опеки.
Маша дала ему шанс, приняла. И вот уже 17 лет в браке. О прошлом никто не вспоминает, включая свекровь.
Зоя Аркадьевна не сразу смирилась, но как – то постепенно привыкла, что семья сына не ее территория. Конечно, иногда вставит свои пять копеек, но бывают и они к месту.
Родители Маши вырастили хорошую дочь, но не научили бороться за свои права, отстаивать свое мнение. Она поняла это сама, нашла в себе силы не только ради себя, но и ради своей дочери. Она смогла сохранить семью. Сегодня это сложно воспринимается, но иногда возможно и надо терпеть. Хотя, это очень спорное умозаключение. Просто пожелаю Маше, чтобы дальнейшая ее жизнь была счастливой.