1. Войны Древнего и Средневекового мира велись за земли. Ибо народы жили сельским хозяйством, которому земля потребна под пашню и выпас скота. Хотя и ремёслами не пренебрегали. Но до капитализма им ещё было далеко.
Войны капиталистической эпохи велись и ведутся не столько за земли, сколько за ресурсы. Ресурсы необходимо связаны с землёй и водой, территориями и акваториями. Но ценность, ради которой затевается война, составляет полезный ресурс (включая ресурс рынка данной страны), а не территория или акватория, на которой он располагается. Поэтому вовсе не обязательно завоёвывать страну, достаточно поставить под свой контроль её ресурсы, и будет тебе капиталистическое счастье. Да и сам контроль может быть опосредованным: достаточно контролировать контролёров, как делают США на Украине и в других местах.
2. И вот в первой трети двадцать первого века в центре Европы находятся люди, настолько прикреплённые к свой земле, что древнему рабу, прикованному к тачке, или средневековому крестьянину, вкопанному в свой мелкий участок как моаи с острова Пасхи, такое состояние может лишь присниться как образец или даже идеал порядка. Это армяне в Нагорном Карабахе.
Любить свою землю и воевать за свою землю можно по-разному. Но очевидно, что симпатии любви и усилия войны прилагаются к предмету любви и войны лишь тогда, когда предмет для любящего и воюющего представляет ценность.
2.1. Земля Нагорного Карабаха может представлять ресурсную ценность? Очевидно, что там есть лес, горные луга, кое-какие залежи золота. Но всё это не даёт возможность жителям Нагорного Карабаха сводить концы с концами. Бюджет самопровозглашённой республики на 20 — 30 % наполняется соседней Арменией. Очевидно, не стоит держаться за землю по хозяйственным соображениям, если она не даёт возможности населению даже при достаточно скромном житье-бытье сводить концы с концами. Почему же за неё держатся? Почему же за неё дерутся?
2.2. Говорят, эта земля пропитана кровью. Поэтому нельзя просто взять и уступить её врагу. А что, кровь — такой ценный ресурс? Есть надежда добыть её из земли и как-то ею воспользоваться на станциях переливания крови? Поэтому надо продолжать за эту землю драться, убивать и самим умирать, продолжая и продолжая поливать эту землю всё новой и новой кровью? Не есть ли сие предельно странный обмен веществ с природой, в который люди с такой жеребецкой страстью пускаются?
2.3. Говорят, эта земля хранит могилы предков армян.
Кто мешает осуществить торжественное перезахоронение армянских пращуров на армянской земле в Армении, если армянам так дороги могилы и памятники на них? Ведь не локализация могилы, а сама могила и камень на ней для армян представляют ценность? Или ценность представляет могила непременно вместе с землёй, на которой она располагается? Армяне, вы так примитивны? Вы так хтоничны? Вы так вкопаны в «землю Арцаха»?
2.4. Эта земля хранит памятники первоначальной армянской культуры.
Памятники помимо могил тем паче переносимы в Армению. Армяне диаспоры скинутся и осуществят демонтаж, перевозку и монтаж каких угодно памятников.
2.5. Эта земля была местом первой армянской государственности.
Символика места, как она ни важна, не является для традиции государственности и существования наличной государственности определяющей. Каким бы важным источником государственности ни мыслили армяне свой Арцах, именно из него, по иронии истории, явились добры молодцы, практически усвоившие трёхтысячелетнюю армянскую культуру, и расстреляли из автоматов парламент в Ереване. А потом на долгие десятилетия эта «арцахская мафия» стояла во главе Армении, пока щегол Дж. Сороса, Н. В. Пашинян, подстрекаемый возбуждённой толпой, не выклевал ей глаза. Если всё, что творится в политико-государственной жизни Армении и Арцаха армяне считают мудростью, основательно настоявшейся на трёхтысячелетней традиции, этакой армянской истиной в последней инстанции, ради которой стоит воевать в Нагорном Карабахе, продолжая поливать его землю своей и не своей кровью, то для стороннего наблюдателя весь этот кровавый кавардак представляется непериодической гимнастической разминкой застоявшихся парней, которым в жизни нечем заняться.
Как говорится, хотите стрелять — стреляйте. Получите в ответ примерно то же, что творите сами. Но не пытайтесь обосновать свой живой интерес к убийствам соседей и захватам их земель высокими мотивами государственности. Армянская государственность — насквозь фальшивая недогосударственность. Три тысячелетия армянской культуры не помогли «развить демократию». «Армяне всегда жили в Арцахе». И вот до чего дожили: армянская культура оказалась так скудна, что настоящим живым армянам приглянулось воспитаться мудростью живого трупа Дж. Сороса, как более содержательным источником политической рациональности.
2.6. Нет никаких рациональных мотивов армянам оставаться в Нагорном Карабахе на азербайджанской земле. Гораздо проще и спокойнее эвакуироваться со своим добром и могилами в Армению. Надо совсем уж не ценить человеческие жизни, ни свои ни чужие, чтобы с таким упорством держаться за никчёмный в сравнении со столькими жизнями клочок земли, который отнюдь не Катар и не Бруней.
3. Но с не меньшим упорством за эту землю, Нагорный Карабах, бьётся другой народ. Это азербайджанцы в том же самом Нагорном Карабахе.
С азербайджанцами проще. Они ценят не мифическую трёхтысячелетнюю государственность, которой у них нету, а в армянскую они не верят, а государственность настоящую. И современная государственность требует территориальной целостности страны. Не потому, что государство так жадно, так ему жалко клочка земли. А потому, что отрезав раз свою территорию, ты уже не сможешь в этом отрезании остановиться. Соседи и доброжелатели не позволят. Армения, выиграв две войны за Арцах, если не присоединила к себе, то стала контролировать кроме Арцаха ещё семь районов Азербайджана. Раньше Арцах был для Армении подобием эксклава, теперь Армения имеет свободный доступ к своему драгоценному Арцаху, как и осуществляет контроль над 20% территории Азербайджана.
Вот это вполне политическая и вполне современная постановка вопроса. Есть силы, оккупировал чужую территорию. Есть силы, очистил территорию от понтующегося в Шуше инаугурациями оккупанта, а то ещё и насолил ему в его же доме знатных солений. Так и живут соседи...
4. Так как Арцах и Армения не прислушиваются к голосу разума, а Азербайджан в своём праве на территориальную целостность своей страны, война будет вестись на истощение ресурсов техники, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и людей. Настойчивое навязывание Азербайджану образа просчитавшегося в блицкриге военного прощелыги, навязывание, так характерное для российских журналистов и «военных экспертов», по-видимому не имеет ничего общего с реальностью. Азербайджан дважды воевал в Нагорном Карабахе. Дважды проигрывал войны. С врагом и местностью знаком досконально. Рассчитывать на лёгкую прогулку ему ну никак не приходилось. Тяжёлые кровавые бои с возможными большими потерями людей и техники — вот его сознательный выбор. И он выбрал. Выбрал сознательно.
2020.10.14.
Первопубликация: https://www.facebook.com/notes/максим-бутин/4924-гекатомбы-нагорного-карабаха/1764242157078696/