Идея о том, что собака — это прирученный волк, крайне привлекательна и романтична. Мы представляем, как наши предки нашли или похитили волчонка, взрастили его с нежностью и заботой. А этот волчонок вырос в лучшего друга и компаньона, и дал потомство одомашненных волков.
Сейчас мы знаем, что происходило всё не так. Безусловно, был общий предок, но линии собак и волков разошлись 200-500 тысяч лет назад и развивались параллельно. Когда собака начала отделяться в самостоятельный биологический вид, волк, которого мы привычно себе представляем, еще не существовал — ему еще предстояло эволюционировать, так же, как и домашней собаке.
Предок собак не был специалистом по охоте. Он был тем, кого биологи называют «универсалом» — не ограничивался единственным источником пищи или средой обитания, мог адаптироваться к различным условиям. Он мог не быть стайным животным. У псовых жизнь в стае из неродственных особей встречается редко. Предки собак, вероятно, жили парами и временными семейными группами, то есть были способны жить и вместе, и по одиночке.
В общем, собака и волк связаны друг с другом примерно так же, как все мы связаны с другими видами обезьян. У нас есть общий предок, только и всего.