Рассказываю на пальцах (без использования научных терминов), как в каждом возрасте учится ребенок, что влияет на его успехи, чем можно его мотивировать, до чего он еще не дозрел, с чем надо смириться. Вторая статья. О возрасте 6-10 лет читайте здесь
11-14 ЛЕТ
Тот самый возраст, когда родители начинают хвататься за голову и кричать, что мой ребенок не хочет учиться
РОВЕСНИКИ
Всё! Учителя, родители и школа отходят на второй план. На первом месте коллектив и место ребенка в нём. Мнение ровесников всегда весомее! И если вы попытаетесь перетянуть одеяло на себя, то можете создать конфликт с ребенком.
В этом возрасте начинаются резкие перепады настроения, подражание авторитетным сверстникам, панический страх стать аутсайдером. Ребенок будет делать всё, чтобы стать «своим» в коллективе.
УЧЁБА
Это тот самый возраст, когда начинает хорошо функционировать абстрактное мышление. Ребенок уже не просто впитывает информацию, а может логически её связывать, делать выводы.
Начинается протест против привычной системы обучения. Ребенок быстро и с удовольствием может осваивать любые техники и методики, которые позволят ему учиться «не так, как в школе».
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ
Сильное желание доказать свою взрослость может сыграть хорошую роль, если ребенка направить в нужную сторону. Именно в этом возрасте подросток начинает сознательно планировать свое время, отказывается от помощи взрослых в поездках и организации его жизни.
ЧЕМ МОЖНО МОТИВИРОВАТЬ
1. Понятно, что от коллектива сейчас зависит всё. Если в классе считается престижным хорошо учиться, то это прекрасно, потому что ребенок будет стараться зарабатывать хорошие оценки, а значит знать больше.
К сожалению, часто в это время на первый план выходят авторитетные «хулиганы», из-за чего снижается успеваемость всего класса. Ведь модно быть не умным, а крутым. В таком случае найдите ребенку внешкольный коллектив, в котором знания ценятся высоко. Это могут быть различные кружки по программированию, математике, литературе и т.д.
2. Максимальный акцент на том, что у ребенка хорошо получается. Это могут быть как школьные предметы, так и внешкольные занятия (спорт, музыка, изо, театр, программирование). Помните, что наш подросток стал очень ранимым и зависимым от мнения окружающих? Давайте постараемся поднять его самооценку. А к тому, что сейчас не очень получается, отнеситесь немного снисходительнее, позже он сможет всё нагнать.
3. Именно сейчас ребенок ХОЧЕТ изменить свой процесс обучения. Он готов применять техники, которые могут оптимизировать учёбу. Главное, действуйте без назидания. Желательно, чтобы ребенок сам их для себя открыл, ведь всё, что предлагается взрослыми, у него может вызвать отторжение. Если будете проходить мой тренинг по эффективным методикам, то сделайте это вместе с подростком. И пусть ОН вам объясняет сложные моменты, а не вы ему.
ЧТО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ
1. Не надо угрозами заставлять подростка учиться. Найдите более мягкие способы воздействия. Вы же лучше учителя знаете своего ребенка и можете найти нужный подход. В противном случае, подросток скажет: «Вообще ничего не хочу!» и уйдет в соцсети или компьютерные игры.
2. Будьте очень осторожными с критикой того коллектива, в котором сейчас находится ваш подросток (если вы, конечно, считаете, что этот коллектив действует на ребенка разрушительно). На недостатки лучше не прямо указывать, а подводить ребенка к тому, чтобы нужные выводы сделал он сам.
Главное, спокойно пережить этот период и не испортить отношения с подростком. Дальше будет легче.
О возрасте 6-10 лет читайте здесь
О возрасте 14(15)-17 лет читайте здесь