Чем тяжелее бои в Карабахе, тем интенсивнее воздушное сообщение между Израилем и Азербайджаном. В израильских СМИ с начала войны в Карабахе выходят серьезные публикации о продажах партий оружия Тель-Авива — Баку. Армянский музей Москвы размещает статью, которая вышла в авторитетном израильском издании Haaretz 7 октября.
В аэропорту Бен-Гурион тишина: гражданских рейсов практически нет. Тем не менее, за последние две недели [до даты публикации статьи — 7 октября. — Прим. переводчика] активизировались полеты грузовых самолетов, следующих в Азербайджан. Увеличение числа таких рейсов — прямое следствие возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе. Не менее четырех самолетов Ил-76 грузовой компании Silk Way, которая работает на министерство обороны Азербайджана, сначала приземлились, а потом вылетели с аэродрома Увда на юге Израиля. Два их этих самолетов — до начала боевых действий 27 сентября, а два — после. Согласно правилам авиаперевозок, Увда — единственный аэропорт, из которого могут вылетать самолеты со взрывчатыми веществами на борту.
Наблюдение за полетами, перемещением самолетов в пределах ближневосточного региона и не только осуществляется как специалистами, так и заинтересованными любителями. Один из таких любителей — мой коллега Ави Шарф, главный редактор англоязычной версии Haaretz. Он сообщил, что четыре азербайджанских самолета совершили прямые перелеты в Увду и обратно, их маршрут зафиксирован отрытыми ресурсами, которые следят за «небесным» трафиком. Некоторые из этих же самолетов совершили полеты из Баку в Анкару и Стамбул и обратно также за последние две недели.
Война в Карабахе началась 27 сентября с внезапного наступления азербайджанских войск по всей линии соприкосновения. С того момента погибло как минимум 300 человек, военных и гражданских. Обе стороны использую артиллерию, танки, авиаудары с БПЛА и вертолетов. Гражданское население укрывается в подвалах и убежищах, многим пришлось покинуть свои дома и переместиться в более безопасные районы.
Нагорный Карабах — анклав площадью 4,4 тыс. кв. км с населением около 150 тыс. человек. Он расположен в Азербайджане, но большая часть населения — армяне христианcкого вероисповедания, с небольшим процентом азербайджанцев (тюрки). Появление Нагорно-Карабахской автономной области — результат советской политики, чья цель сводилась к тому, чтобы разделять и властвовать. В период распада СССР Армения пыталась использовать мирные методы для воссоединения с Карабахом, но встретила противодействие Азербайджана. Между двумя сторонами в 1988 году началась война, которая стала особенно интенсивной с 1991 года и продлилась еще три года. Военные действия сопровождались этническими чистками и армянскими погромами в Баку. Тридцать тысяч человек погибли, около миллиона — лишились крова.
В 1994 году было достигнуто соглашение о прекращении огня, оно же определило существующие границы Карабаха. Однако с тех пор все усилия по поиску решения конфликта не увенчались успехом. Местные армяне провозгласили независимую Республику Арцах, которая не была признана ни одной другой страной. Относительно мирное существование в регионе время от времени нарушалось — случались инциденты на линии соприкосновения, короткие перестрелки. Но в этот раз все по-другому, как по размаху вовлеченных сил, так и по интенсивности боевых действий. Данный конфликт попадает под определение территориального, исторического, религиозного и этнического, но он также выходит за пределы Кавказа, сопрягаясь с борьбой за региональную гегемонию между Ираном и Турцией, которая разворачивается перед глазами Большого Брата — России.
Пытаясь описать поведение сторон, вовлеченных в войну, циничный наблюдатель мог бы процитировать пьесу Шекспира «Буря»: «Каких странных постельников дает человеку нужда!». Эта фраза описывает то, как Израиль и Турция, враждебные по отношению друг к другу (Реджеп Тайип Эрдоган лишь неделю назад заявил, что Иерусалим принадлежит мусульманам), оказываются в ситуации поддержки Азербайджана, шиитской мусульманской страны. С другой стороны, Иран, где почти треть населения имеет азербайджанское происхождение (включая верховного лидера Али Хаменеи), поддерживает христианскую Армению и, согласно некоторым сообщениям, снабжает ее оружием. Россия, у которой есть военная база в Армении, пытается лавировать между сторонами конфликта, тоже продавая вооружение Азербайджану. Той же политики Кремль придерживается в Сирии, где Владимир Путин поддерживает правительство Башара Асада, как и иранцы, но при этом «молчаливо одобряет» авиаудары Израиля по позициям иранских военных, «Хезболлы» и шиитских вооруженных групп. Греция, стратегический партнер Израиля, в настоящее время находится в конфликте с Турцией из-за транспортировки природного газа в Восточном Средиземноморье и поддерживает Армению.
Все это очень запутанно. Еще одна проблема, которая должна волновать Израиль и любого сознательного еврея — то, что Израиль, страна жертв Холокоста, отказывается признавать Геноцид армян в Османской империи в годы Первой мировой войны, совершенный до того, как появилось само слово «геноцид». Долгие годы подобная позиция объяснялась нежеланием раздражать Турцию, которая на протяжении 50 лет была союзником Израиля против Сирии и позже Ирана. Моссад и турецкие спецслужбы сотрудничали. Турция закупала израильское вооружение на миллиарды долларов. Довольно иронично, что проданное Турции оружие и технологии позволили той построить сравнимую с израильской военную индустрию. Дроны «Байрактар» теперь используются в Нагорном Карабахе, а также в Ираке, Сирии, Ливии. Турция, которая в прошлом провозглашала политику полного отказа от конфронтации с соседями, теперь конфликтует абсолютно со всеми, а где-то прямо вовлечена в военные действия.
Демонтаж стратегического партнерства Израиля и Турции как систематический и осознанный процесс был начат 15 лет назад Эрдоганом. Тем не менее, Израиль не использовал это как возможность исполнить свой исторический долг, последовать зову своей совести и ценностей в вопросе Геноцида армян. В этот раз причиной является Азербайджан. Когда Эрдоган начал увеличивать дистанцию, Азербайджан и Израиль, наоборот, сблизились. Вскоре стало понятно, что две страны строят свое стратегическое партнерство на общем враждебном отношении к Ирану.
Четыре года премьер-министр Беньямин Нетаньяху совершил короткий визит в Баку, во время которого Ильхам Алиев, диктатор, который попирает права человека в своей стране и жестоко подавляет любую оппозицию, объявил, что Азербайджан накупил израильского вооружения на сумму около 5 миллиардов долларов.
Более того, некоторые зарубежные источники сообщают, что в Азербайджане обосновался Моссад, откуда ведет наблюдение за Ираном. Другие источники говорят, что Азербайджан подготовил аэродром для помощи Израилю в случае нападения последнего на Иран. Также есть информация, что иранский ядерный архив, украденный агентами Моссада два с половиной года назад в Тегеране, был тайно перевезен в Израиль через Азербайджан. Также, согласно некоторым докладам, израильские компании аэрокосмической промышленности («Элбит», «Рафаэль» и другие поменьше) продают Баку примерно все на свете: артиллерийское вооружение (несколько лет назад я обнаружил подозрительную возобновляемую сделку между «Элбит», Чехией и Словакией, где также фигурировал аэропорт Увда); ракеты; военные суда; разведывательное оборудование и большое число БПЛА. Почти все израильские компании, которые производят дроны (включая атакующие и дроны-камикадзе), поставляли свой товар Азербайджану. По словам представителей Армении, некоторые из этих БПЛА, в том числе произведенные компанией Aeronautics Ltd., в прошлом сбивались в ходе столкновений на линии соприкосновения.
«Для вас это просто торговля вооружением, а для нас — оружие, несущее смерть», — сказал мне во время интервью полтора года назад министр иностранных дел РА Зограб Мнацаканян, когда я был в Армении. Несмотря на это, он выразил надежду на улучшение отношений Армении и Израиля, которое может принести признание Геноцида армян со стороны последнего. В то время действительно наблюдалось «потепление» взаимоотношений двух стран. Армения открыла посольство в Тель-Авиве, в Ереван — назначен израильский посол на непостоянной основе. Между государствами были запущены чартерные рейсы, осуществлялись попытки расширить торговое сотрудничество. Однако эти попытки ныне подорваны войной в Карабахе. Армянский посол в Израиле, который на момент начала военных действий был в отпуске, не вернулся в Тель-Авив в качестве дипломатического жеста протеста. Президент Армении Армен Саркисян 5 октября позвонил израильскому коллеге Реувену Ривлину и высказал свою обеспокоенность тем, что Израиль продолжает продавать оружие Азербайджану. Ривлин выразил сожаление по поводу ситуации в Карабахе и добавил, что давнишнее сотрудничество Израиля и Азербайджана не направлено против какой-то третьей страны.
6 октября в беседе с Haaretz пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян отметила: «Армения постоянно поднимала вопрос поставок израильского вооружения в Азербайджан. Совсем недавно, когда Азербайджан атаковал Армению в июле этого года, наш министр иностранных дел четко обозначил, что Израиль должен прекратить этот смертоносный бизнес с Азербайджаном. Однозначно поставка современного вооружения Азербайджану является для нас неприемлемой. Мы постоянно информируем израильских партнеров об этом по дипломатическим каналам. Отмечу, что эта ситуация особенно болезненна в контексте масштабной турецко-азербайджанской агрессии в отношении Арцаха и Армении.
В эти дни, когда весь мир призывает Азербайджан прекратить военные действия, Израиль продолжает поставлять вооружение, которое используется против гражданского населения и гражданской инфраструктуры в Арцахе и в Армении. Такого рода действия являются неприемлемыми для нас. Исходя из сложившейся ситуации, МИД Армении принял решение отозвать своего посла в Израиле для консультаций».
Не приходится ожидать, что Израиль, который всегда осуждает ракетные удары ХАМАС или «Хезболлы» по гражданским лицам, изменит свою позицию по отношению к поставкам вооружения в Азербайджан. Любая другая сторона приостановила бы поставки, хотя бы временно. Во всем, что касается Холокоста, исторической памяти и продажи вооружения, лицемерие израильского правительства уже не вызывает удивления. Текущее молчание правительства само по себе говорит о многом. Министерства обороны и иностранных дел тоже отказались комментировать проблему.
Текст: Yossi Melman, Haaretz
Перевод: Анаит Багдасарян