Везде оплачивать картой это удобно и быстро. Во время пандемии еще и безопасно. Но что делать, если страдает не здоровье, а финансовая безопасность? Как реагировать на звонок из банка, какие данные можно сообщить, а о чём распространяться не следует? Сегодня разбираемся с правилами защиты себя от банковских мошенников.
Центральный Банк РФ регулярно предупреждает о новых способах кражи денег с банковских карт. В начале сентября 2020 стали известны случаи о краже денег с карт с использованием голосового меню банков. Для его использования мошенникам нужны были последние цифры карт. Их они смогли получить через попавшие в общий доступ клиентские базы сервисов продажи товаров.
Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки (создан при ЦБ РФ) проанализировал ситуацию с незаконным списанием денежных средств. Так в 2019 году средняя сумма одной операции без согласия клиента составила 10 тысяч рублей. Около 69% таких операций совершено путем обмана или злоупотребления доверием (например, когда клиент сам вводил CVV-код).
Рассмотрим наиболее частые мошеннические схемы.
Ситуация 1: Звонок с неизвестного номера. Человек представляется сотрудником вашего банка. Начинает задавать вопросы по вашей банковской карте. Говорит о совершающейся денежной операции по карте или о возможном списании средств. Мошенники могут также предлагать особые условия кредитования, иные выгодные предложения. Просит предоставить данные карточки (в том числе CVV-код, который указывается на обратной стороне карты) или логин и пароль от мобильного банка.
Ваши действия: Не продолжайте разговор. Настоящие сотрудники банка никогда не просят предоставить такую информацию! Положите трубку и свяжитесь с вашим банком по номеру, указанному на карте или в договоре. Быстро связаться можно и через мобильные приложения банков, но звонок всё же надежнее.
Ситуация 2: Звонок с неизвестного номера. Человек представляется сотрудником Фонда социального страхования. Просят продиктовать паспортные данные, срок действия карты для получения каких-либо компенсаций от государства.
Ваши действия: Не обращайте внимание на кажущийся «авторитет» организации. Не сообщайте никаких данных, кодов из СМС и т.д. Ссылайтесь на занятость и прекращайте разговор. После можете перезвонить в органы Фонда социального страхования и уточнить достоверную информацию.
На примере двух ситуаций мы видим, что официальные представители государственных организаций, банков не будут узнавать у вас личные данные и данные банковских карт по телефону.
Настороженно стоит относиться и к СМС-сообщениям с незнакомых номеров. Лучше их не открывать, а если уже открыли, то не переходить по ссылкам внутри сообщения. В противном случае есть шанс установить вредоносное программное обеспечение, с помощью которого мошенники получат доступ к вашим данным.
Правила безопасности
1. Не сообщайте по телефону паспортные данные, данные банковской карты, код из СМС.
2. Не отвечайте на СМС с незнакомых номеров с текстом о выигрыше или конкурсе. Не переходите по ссылкам из таких сомнительных сообщений.
3. Не сохраняйте данные банковской карты в браузере смартфона.
4. Проверяйте безопасность системы платежа при оплате через Интернет (MasterCard Secure Code, Visa Secure).
5. Установите на телефон СМС-уведомление о проведенных платежах/уведомление из мобильного приложения банка.
6. Для покупок в Интернете можно завести отдельную карту с небольшой суммой.
7. При любых сомнениях перезванивайте в контактный центр вашего банка.
Что делать, если мошенники списали деньги с карты?
1. Обратиться в банк (в контактный центр) и заблокировать карту для предотвращения дальнейших списаний. Сделать это необходимо не позднее одного дня после обнаружения незаконного списания средств/получения уведомления из банка.
2. Написать заявление в банк о несогласии со списанием средств со счёта. Несмотря на то, что у каждого банка есть свое приложение, подавать заявление лучше всего лично в банке. Себе необходимо забрать копию с отметкой банка о принятии.
3. Напишите заявление в полицию. Возможно, им удастся вычислить злоумышленников.
Согласно закону банк обязан вернуть клиенту средства, списанные без его согласия. Должны быть соблюдены лишь два условия:
1. Вы сообщили о краже денег с карты не позднее одного дня после списания средств.
2. Вы не «содействовали» незаконному списанию, т.е. не нарушали правила безопасности, сообщая незнакомым лицам ПИН-код, СVV-код и т.д. Однако доказать это крайне сложно.
В иной ситуации банк не вправе возмещать потерю, так как договорами с кредитными организациями всегда предусматривается необходимость сохранения конфиденциальной платежной информации. Если клиент по ошибке сообщает такую информацию мошенникам, он фактически нарушает условия договора с банком.
Банк будет заниматься проверкой и рассматривать заявление в течение 30 дней. Если клиент не передавал конфиденциальную информацию злоумышленникам, то вероятность возврата денежных средств есть. Так, по информации Центра в 2019 году банки возместили клиентам 935 млн. рублей. Однако это всего лишь 15% от всех потерь. Такой уровень возмещения объясняется высокой степенью неосторожности граждан, самостоятельно передающих данные злоумышленникам.
Срок перечисления денег, в случае, если банк согласился их вернуть, должен быть указан в договоре (обычно 30 или 60 дней).
Берегите свои накопления и будьте внимательны:)