Военно-статистическое описание Архангельской губернии в отношении ее жителей очень подробное, поэтому разбила текст на несколько частей.
Первая - о Русском населении Архангельской губернии;
Вторая - обычаи и поверья русского населения Архангельской губернии;
Третья - свадьба в Архангельской губернии;
Четвертая - особенности речи русского населения Архангельской губернии.
Русские составляют самую большую часть народонаселение Архангельской губернии. Они суть потомки древних Новгородцев, поселившихся там ранее XV столетия. Новгородцы называли страну эту Заволочьем, потому что она лежала за волоком, между Онегою и Двиною. В древней Руси пути лежали по рекам. Туземцев, обитателей края, Новгородцы называли Заволочскою Чудью, в отличие от других Чудских или Финских племен. Прибыв в долину, Двины и в Поморский край, Русские покорили туземцев, частью изгнали их или истребили, и водворились там, основав свои колонии.
Русские жители Архангельской губернии сохранили во многом и поныне обычаи предков. Это те же отважные люди, живущие не земледелием, но промыслами, требующими предприимчивости и смелости. Предания старины свято сохранились между ними; во многом составляют они, можно сказать, свой собственный мир, имея мало сношений со внутренней Россиею. Они живут своим бытом, имеют свои понятия и держатся их упорно и твердо. Мореходство и сношения с другими народами, впрочем содействуют, хоть и незначительно, развитию просвещения между ними. Вообще край этот можно назвать цветущим, в отношении к обилию и довольству, разлитому между Русскими его обитателями. Нищеты почти нет между ними. Бедные, просящие милостыню, весьма редко встречаются, и то более Самоеды и Лопари, а не Русские. У нас вообще имеют ложные понятия о Северном крае, почитают его страною холодною, суровою, негостеприимною и бедною. В отношении к природе этого края, мнение это отчасти справедливо, но считающие край этот бедным весьма ошибаются. Жители его богаче сельских жителей средней России, и важно то, что благосостояние разлито там в массе народа.
Жители Архангельской губернии проникнуты духом порядка и общежития; они охотно готовы повиноваться властям; крутых мер в отношении к ним никаких не нужно.
Помещиков нет в Архангельской губернии. Купец, чиновник и крестьянин говорят одним языком и суть почти одни и те же люди. Конечно есть различие, полагаемое степенью образованности, и еще более различием в состоянии. Обращение между людьми разных сословий свободно и непринужденно.
Одно только достойно порицания в Русских жителях Северного края, - это их отношение к другим племенам. Самоедам, Лопарям и Карелам: будучи смышленее их и хитрее, они держат их в утеснении, обманывают и употребляют во зло их добродушие и доверчивость. Чистоты нравов у сельских жителей белее чем у городских.
Русские жители Северного края, народ здоровый и крепкий; роста они большею частью среднего, волосы у них русые. Наружным видом они резко отличаются от других племен, живущих в губернии. Одеваются опрятно и любят щегольство; обыкновенно носят они армяки, в холодное время тулупы, в праздники синие, суконные кафтаны; в восточной части губернии многие из жителей носят Самоедскую одежду, рубашки, или мешки из оленьих шкур. В Кольском же уезде носят шерстяные рубашки, переняв эту одежду у Лопарей. Обувь у всех кожаная, сапоги носят длинные (бахилы) с большими голенищами, летом носят коты, род башмаков, или калош. Шапки носят зимою меховые, с верхом суконным, или плисовым, чаще же шапки обложенные лисьими хвостами и называемые треухами; летом шляпы поярковые. Женщины любят наряжаться; обыкновенная одежда их есть сарафан, большею частью из крашенины. Сверх сарафана надевают шушуны из кумача, китайки или стамета, а кто побогаче, так и шелковые. Праздничные сарафаны обшиваются позументом золотым, или серебряным, но отнюдь не мишурным. Зимою, в будни, носят обыкновенный полушубок. На голову замужние женщины надевают обыкновенно сборник, или повойник, в праздники – кокошники из дорогих материй, вышитые золотом и иногда унизанные жемчугом. Незамужние носят повязки, или ленты: повязки эти шьются из дорогой, золотой парчи и украшаются жемчугом; дешевая повязка стоит не менее 10 руб. сер. В дороге, зимою, носят треухи, одинаковые с мужскими, и чебаки, шапки о двух ушах, обложенные куньим или лисьим мехом. На шее носят бисерные, янтарные и жемчужные ожерелья, или бусы; их называют там наборошниками. Обувь женщин: обыкновенно черные, кожаные башмаки; по праздникам – кожаные башмаки разных цветов: чулки носят более шерстяные.
Главная пища жителей есть рыба, и первое место занимает треска; она там в повсеместном и повседневном употреблении. Рыба эта неприятна на вкус для непривычного к ней; но жители Архангельского края так привыкли, так любят эту рыбу, что не променяют ее ни на какую пищу. Приготовляют ее в разных видах, но более разварную. В большом употреблении также и другая рыба: сельди, навага, полтосина, омули и проч., семга считается лакомым кушаньем. Хлеб едят они ржаной и ячменной; часто мешают одну муку с другою. Любимое Архангельское кушанье есть шаньги, или шанежки, род блинов или лепешек, печеных из ячменной муки, заболтанной на молоке или просто на воду, и сверху намазанных сметаной или яйцами. Мяса там едят гораздо менее, чем рыбу: в Мезенском и Кольском уездах едят оленину: это почти единственное мясо, которое там можно достать. Дичи много в Архангельском, Пинежском, Холмогорском и Шенкурском уездах. Обыкновенно едят три раза в день: утром, часу в шестом или седьмом; потом обедают или как там говорят, паужинают, часу в 10 или 11, и вечеряют в 7 или в 8 часу. До горячих напитков здешние жители большие охотники.
Семейные узы уважаются северными жителями. Чистота нравов требуется более от замужней женщины, нежели от девушки. Есть пословица в том крое: «девушка не травка, вырастет не без славки».
С обеднею на Крещение оканчиваются гадания, игры и переряжанье. В этот день многие, следуя древнему обыкновению, купаются в прорубях, преимущественно должен купаться тот, кто на святках наряжался.
Летнее время, и в особенности время сенокосное, называется страдою. На страду в приморских деревнях ходят более женщины, потому что летом вообще мало остается мужчин в деревнях, лежащих около моря. В избах, во время полевых работ, остаются старики и старухи, чтобы смотреть за детьми. Для этого иногда нарочно держат девочек лет 10 или 12 (подросток), которые называются пастуньями. Им за это никакой платы не дается, а только поят и кормят их, и потому их зовут также захлебенницами. Любовь матери к ребенку, или как там говорят томление, бывает у иных так сильно, что они не в состоянии оставить младенца, ни на два или на три часа, на чужих руках, а как привязанность такого рода неудобна в крестьянском быту, то мужья и стараются отучать от этого, своих жен прибегая к пособиям знахарей.
Первоисточник (текст): Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген. Штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.
Т. 2 : Северо-Восточные губернии : Ч. 1-4. - 1850-1853.
Т. 2, ч. 1 : Архангельская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Циммерман]. - 1853. - [6], 282, [24] с., [5] л. табл. : табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Архангельской губернии.