Найти тему
Народная Газета

РАЗИН: РУШИМ ЛЕГЕНДЫ

14 октября исполняется 350 лет Синбирской битве - решающему сражению между войсками Степана Разина и князя Юрия Барятинского. За прошедшие века личность атамана Разина обросла такими легендами, что сложно понять, какие из них имели под собой почву из были, а какие нет.

Часть из этих легенд напрямую связана с нашим городом и регулярно появляется даже в серьезных материалах с посылом «так оно и было». Я беру на себя смелую миссию - с помощью исторических фактов и логики разрушить часть этих легенд.

Был ли клад?
Пожалуй, самая известная легенда о Степане Разине - то, что он спрятал клад. Чаще всего ее рассказывают в Самарской и Ульяновской областях. Самарцы говорят, что Стенька спрятал его в Жигулевских горах. У нас вариантов размещения казачьего тайника огромное количество. Самый адекватный - в окрестностях Синбирска, а значит, где-то в черте Ульяновска. Самый бредовый - у села Шатрашаны Сурского района. Почему бредовый? Потому что сам Разин дотуда не дошел. Разве что его передовые отряды.
А что же с окрестностями Синбирска? Здесь даже историки не могут дать точного ответа. С одной стороны, разинцы действительно могли оставлять на своем пути резервы на случай отступления. С другой - на пленении Разина восстание не закончилось. Спустя год Синбирск осаждали отряды его соратника - есаула Федора Шелудяка. Так что если тайники и оставили, то их вполне могли вскрыть те, кто снова шел вверх по Волге. Ведь пропитание-то на что-то нужно было закупать. Не только же бояр и купцов грабить.
Но есть и еще один факт, который как бы говорит: клад Степана Разина - это миф. Причем миф, выдуманный его братом Фролом. Дело в том, что Фрол, будучи приговоренным к казни, пошел на сделку с государством, пообещав выдать все тайники старшего брата. После этого Фрола еще пять лет возили по Волге и Дону, но ни одного тайника он так и не вспомнил. Да, скорее всего, и не знал. Большинство историков склоняются к версии, что таким образом Фрол выторговал себе пять лишних лет жизни. Народ же объяснял невозможность найти клады тем, что старший Разин наложил на них проклятие, ибо был колдуном.
Однако клады как таковые в наших краях вполне могут быть. Лет за 100 - 150 до восстания Разина Средняя Волга была местом обитания разбойников и вольных казаков Волжской вольницы. Они грабили купеческие караваны, а «ясырь» - награбленное - вполне могли прятать в Жигулевских и Сенгилеевских горах. Позже были о разбойничьих схронах смешались с легендами об атамане и приобрели нынешний вид сказаний о кладах Степана Разина.

Был ли выстрел?
Чуть менее популярная легенда пытается некой мистикой объяснить то, почему разинцы не взяли Синбирский кремль. Звучит она так: «По стенам кремля решили провести крестный ход. Разин это увидел, взял пищаль и выстрелил в крест. За этого его Бог наказал, а защитников кремля уберег».
Что не так с этой легендой? Хотя бы то, что она выставляет осажденных идиотами. В течение месяца кремль находился практически под непрекращающимся обстрелом со стороны разинцев. Еще они не раз закидывали его горящими поленьями и соломой. И вот в такой обстановке защитники идут крестным ходом по стенам, подставляя себя пулям? Странно, не так ли?
Куда более правдивой выглядит версия, что духовенство действительно внесло свой вклад в поражение разинцев. Но не белое, оставшееся в осажденном кремле, а черное - монахи Покровского монастыря. И помог им в этом… алкоголь. Все лето 1670 года казаки и примыкавшие к ним стрельцы и крестьяне жили в таком режиме: взяли город, покуражились, пошли вверх по Волге, снова взяли город… Так было начиная с Астрахани и до Самары. Но месячная осада Синбирска привела к тому, что в войске началось разложение. Падала дисциплина, уследить за всем многотысячным войском атаман не мог. И все чаще бойцы Разина прикладывались к чарке. То, что вином их активно снабжали именно лояльные Москве монахи, очень похоже на правду.
А потому, когда князь Барятинский подступил к Синбирску, его встретило весьма деморализованное войско. Если добавить то, что профессионалов в лице казаков и стрельцов в нем было куда меньше, чем плохо обученных военному делу крестьян, то поражение разинцев становится весьма логичным. Без всяких легенд про стрельбу по крестному ходу.

Был ли безбожник?
Пожалуй, самая молодая легенда о Разине не имеет прямого отношения к Синбирску. Интересна она тем, что большую популярность получила уже в XXI веке. Легенда гласит, что Стенька был принципиальным безбожником и едва ли не язычником. Якобы об этом говорит тот факт, что венчаться казакам атаман повелел не в церкви, а обходя вокруг дерева, как это делали первые донские казаки.
Однако другие факты легко опровергают безбожничество Степана Разина. Даже без учета того, что в молодости он совершал паломничества в Соловецкий монастырь.
Итак, во-первых, как уже было отмечено выше, атаман запрещал грабить монастыри. Во-вторых, новых сторонников к себе он заманивал «прелестными письмами», в которых говорил, будто его поддержал низложенный патриарх Никон. И даже будто бы он с ним в походе. Стал бы безбожник зарабатывать себе авторитет именем вчерашнего верховного клирика?
Но если первые два факта можно списать на хитрость и расчетливость Стеньки, то третий факт, описанный даже в иностранных источниках, точно опровергает легенду о Разине-язычнике. Перед самой казнью Степан Разин перекрестился на Казанский собор, возле которого находилось лобное место. Вряд ли язычник стал бы осенять себя перед смертью крестным знамением.

КСТАТИ
Самая невероятная легенда о Степане Разине бытовала в среде русских крестьян вплоть до начала XXвека. В ней казненный атаман представал неким мужицким мессией, который рано или поздно вернется и отомстит барам за все страдания. Примечательно, что в европейских легендах что-то подобное говорится о великих королях прошлого.

Игорь УЛИТИН