"На дальняк", то есть километров на 1500-2000 в одну сторону мы ездим не так уж часто. Раза два, иногда три за год. Но пролетаем эти тысячи быстро, потому как отпуск не резиновый и тратить из двух недель половину на дорогу ох как не хочется. И в таких поездках очень важно - какой человек сидит справа от водителя.
Не надо думать, что штурман - это только для кораблей или самолетов. Или для гоночных трасс. И не стоит сводить эту роль к открыванию бутылок с колой и разворачиванию бутербродов. Именно от этого человека зависит:
- насколько устанет в дороге водитель;
- насколько экономичным будет маршрут, и вообще не заблудимся ли мы;
- будем ли стоять в пробках или найдем объезд;
- не проскочит ли водитель (особенно) ночью поворот, развязку или заправку и ещё много-много чего.
Итак, что должен делать штурман в нашей компашке:
1. Прежде всего - знать маршрут. Заранее. Некоторые запутанные дороги, особенно в иноземных городах южных стран, заранее даже распечатываются (после горького опыта блуждания по Кутаиси). Заранее выяснить насколько плохая дорога.
2. Следить по навигатору. И помнить, что не все навигаторы в разных странах одинаково хорошо работают.
3. Подсказывать водителю куда и когда свернуть. Находить объезды. Предвидеть заторы.
4. Находить вдоль маршрута заправки и заранее смотреть, чтобы они были с нужной стороны трассы и на них было нужное топливо.
5. Развлекать водителя беседами. Штурман не спит! Он бдит вместе с водителем. Поверьте - нет ничего хуже, чем сладко посапывающий радом с водителем штурман. Водителю тогда спать хочется просто сил нет. Однажды мы такую "сладкую" парочку ждали в режиме час через два. Час они дрыхли, а через два часа их опять "рубить" начинало. А вторая машина этот час просто ждала. Лучше остановиться где-нибудь около леса и три-четыре часа поспать всем.
6. Предупреждать водителя о смене скоростных ограничений и камерах видеофиксации.
7. Вести переговоры с местными. Таскать лебедку. Подкладывать под колеса треки, если машина села. Кофе и бутерброды тоже не отменяются.
Вот как то так!