Найти тему
ActivityEdu

Кросс-предметное преподавание в школе: опыт педагога из Благовещенска

Оглавление

Совместить в рамках урока знания и навыки из совершенно разных областей, да так, чтобы ученики заинтересовались, загорелись, поняли и усвоили материал, – задача не из простых, но Александр Раков, учитель биологии, географии и экономики из Благовещенска, финалист конкурса «Учитель будущего», успешно с ней справился. Своим опытом молодой педагог поделился с коллегами в ходе выступления на педагогическом форуме «Линейка».

Допобразование как воспитательный кейс для учителя

– У нас в Благовещенском государственном педагогическом университете принято, чем бы ты ни занимался, выбирать дополнительное направление или специальность, – рассказывает Александр. – Буду изучать таксидермию, подумал я: звучит интересно, а главное, непонятно. Кроме того, в отличие от других специальностей, там надо было проучиться всего год.

Что такое таксидермия, я понял на первом занятии, когда учитель, седовласый старец, достал из холодильника белку и сказал: «Пока она размораживается, читай методичку». Урок продлился шесть часов, и основное, что я успел сделать, – наполнить череп белки ватой, засунуть туда спицу и, чтобы как-то развлечься, поиграть с чучелом. Что это мне дало в итоге? Осознание своей способности на непрерывный 6-часовой труд и понимание, как заполнить мозг ученика полезной информацией.

Кросс-предметность с веселым лицом

С занятий таксидермией я вынес еще один урок: обдирать шкурку белки, как и преподавать, с грустной физиономией нельзя. Веселье всегда жило внутри меня, только в какой-то момент притуплялось. Вот, например, я очень непоседлив, и однажды ученики использовали это качество для создания мема обо мне, который выложили в соцсеть: «За 40 минут сдал норму ГТО» (то есть прошел примерно 20 000 шагов).

Первая моя реакция – отрицание и гнев. Я знал, какой класс это сделал, и знал, как их проучить: дать трудную контрольную. И пошел на это, чего греха таить. Однако позже, во время очередного урока, когда, объясняя новую тему, я начал расхаживать по классу, тут же задумался: а что ж я на правду обижался-то? Тогда же воспоминания о меме пробудили вопрос: почему бы не сделать учебные материалы в форме таких веселых картинок?

Например, младшеклассников в школе учат, что Земля имеет форму шара, а позже учитель географии опровергает это, говоря, что Земля не шар. Вот как из данной ситуации выкрутился я.

-2

Следующий слайд – урок географии в 10-м классе. Индо-пакистанский конфликт, преимущественно на религиозной почве. Кашмир, как «так себе парень» хочет отделиться от большой красивой Индии в пользу размытых перспектив с Пакистаном. Что происходит в каких-то дальних странах, детям не всегда понятно, а «уход к другой» – вполне!

-3

Классическая живопись и воспитание гуманизма

Был у нас в школе еще один вариант задания: тематически совместить две картинки и придумать к ним общую подпись.

-4

Мы взяли за основу классические произведения живописи. Учителя обычно совмещают первые две работы и подписывают: «Опять двойка: отец придет – с тобой поговорит!» У нас в школе половина классов – кадетские, поэтому более актуально сочетание первой и третьей картинок: «Учишься на двойки – пойдешь в армию: будем видеться только на каникулах».

А когда я проводил эксперимент со своим шестым классом, перед нами стояла другая задача. «Какую картину знаете вы?» – спросил я детей. Многим известна работа Решетникова «Опять двойка», а вот «Опять пятерка» Заболотского – мало кому. Основной посыл был таков: что бы мы ни делали, плохое запоминается лучше, и упрекать нас будут все кому не лень (кроме собаки); когда мы сделаем что-то хорошее, это заметят только самые близкие. «Ситуация антигуманная – надо исправлять», – вынесли вердикт ученики.

-5

Обратная связь – ключ к усвоению предмета

Обратная связь, на мой взгляд, вообще самый главный элемент учебного процесса. Приведу последний пример. Десятый класс, прошлый учебный год, март. Наш мир охватила пандемия. Мы разбираем с учениками проблему Севера и Юга Италии с учетом коронавируса, обсуждаем, почему эта страна побила все возможные антирекорды. Доходим до того, что север почти любой страны и любого региона обычно развит больше юга. Есть исключения: мы не можем корректно сравнивать, к примеру, Северную и Южную Корею. Но большинство стран Европы подходят под правило. Итак, мы прошли тему 30 марта, а в мае ученик прислал мне мем на тему «Север и Юг Италии во времена Ренессанса», где было изображено, что на Севере развивается культура, а Юг – спокойный аграрный регион. Неожиданно, но очень приятно! Даже я забыл об этом уроке, а дети помнят! Значит, все не зря: действительно хорошо усвоили!

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.