Продовольственной безопасностью России власти озадачились ещё в 2012 году. В связи с введёнными западными странами санкциями в 2014 году Правительство РФ посмотрело на эту проблему шире. Сформирована масштабная программа по импортозамещению в разных отраслях. Рассмотрим детальнее, как трансформировалась политика импортозамещения с 2014 по 2020 год.
Импортозамещение программного обеспечения
С 2015 по 2018 год разрабатывались и принимались нормативные акты, регулирующие импортозамещение программного обеспечения в органах власти и местного самоуправления РФ. С этого и началось активное развитие импортозамещения ПО в России. Суть законов в том, что если организации необходимо купить ПО и на рынке есть софт, который соответствует требованиям и произведён в РФ, то выбирать иностранное ПО для такой закупки нельзя. Импортозамещение в IT было направлено на развитие отрасли и обеспечение технологической независимости России за счёт стимулирования рынка отечественных разработчиков.
В 2017 году Правительство РФ отменило запрет на закупки российскими государственными органами программного обеспечения из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Также в 2017 году Приказом Минкомсвязи №334 утверждён порядок перехода на использование отечественного ПО для федеральных органов власти. Законодательными новшествами 2018 года стали утверждённые методические рекомендации по переходу органов исполнительной власти и органов местного самоуправления регионов РФ на использование отечественного офисного ПО.
В результате в 2015 году объём закупок софта госорганами составил 93,9 млрд руб., из которых 77% пришлись на импортное ПО, а после реализации трёхлетнего плана импортозамещения увеличение доли отечественного ПО при госзакупках в 2017 году достигло 60%.
Дополнения и правило «третий лишний»
По данным «Ведомостей», в марте 2019 от Минэкономразвития в Минфин поступили предложения реформировать существующую систему госзакупок. Минэкономразвития предложило ускорить процесс закупок, а саму систему сделать более ориентированной на импортозамещение. «Если ведомство закупает товар или услугу у единственного поставщика, сейчас оно не подпадает под требования импортозамещения, которые для конкурентных видов закупок действуют», — пишет министерство и предлагает проработать механизм поставок товаров по контрактам с единственным поставщиком.
Чуть позже вступили в силу прямые запреты на покупки иностранных товаров, а также приоритеты для российских производителей. Так, при закупке медицинских изделий действует правило «третий лишний»: если в закупке есть хотя бы два предложения с товарами российского производства, иностранные аналоги автоматически отклоняются. Покупать иностранное программное обеспечение и мебель при наличии российских аналогов и вовсе нельзя. Минпромторг предложил распространить такой запрет также на закупку компьютеров, бытовой техники, телекоммуникационного оборудования. Найти российские аналоги таких товаров госзаказчики смогут в реестре российской радиоэлектроники, который создаёт Минпромторг.
Как политику импортозамещения адаптировали под современные реалии
В начале 2020 года в законодательство внесли поправки. Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев рассказал о них и подвёл итоги законодательной деятельности в сфере госзаказа за первую половину 2020 года:
- Порог для закупок малого объёма увеличен с 300 до 600 тысяч рублей. Кроме того, повышен годовой объём закупок малого объёма с 5% до 10% от совокупного годового объёма закупок заказчика.
- 124-ФЗ от 17 апреля с изменениями, обусловленным пандемией коронавируса. «Эти поправки актуальны и востребованы, потому что их задача — существенное снижение финансовой и административной нагрузки на участников закупочных процедур в условиях пандемии коронавирусной инфекции».
- Исключена необходимость обязательного предоставления поставщиками, подрядчиками и исполнителями гарантийных обязательств. Теперь заказчик не обязан, а имеет право устанавливать такое требование.
- Закупки в рамках ГОЗ услуг от разработки до поставки военной, специальной, космической техники и объектов инфраструктуры будут проводиться закрытым способом, без размещения данных в ЕИС сведений о закупках.
- Введены квоты на закупку российской продукции. Правительство РФ получило права устанавливать для государственных и муниципальных заказчиков, а также для заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ, обязательную долю закупок товаров, произведённых в России. «Принятые изменения о квотах на закупку российской продукции являются ключевыми для нашей промышленности. На мой взгляд, по 9 нацпроектам 3,2 триллиона рублей должно осваиваться российской промышленностью. Сейчас же система закупок ориентируется на импортных поставщиков».
Законы постоянно пересматривают и дополняют. Мы не можем знать, что нас ждёт впереди и к чему приведут те или иные решения. Нам остаётся лишь следить за новостями и делать свои выводы.
А пока власть занимается вопросами эффективности импортозамещения, IT-компания SFERA создает одноимённую платформу приложений. Она состоит из 20 разных сервисов (для общения, работы, отдыха и многого другого). Узнайте подробности о проекте на официальном YouTube-канале SFERA project.