Найти тему
Ироничный собеседник

Как в начале 90-х в рабство попадали

Дело было в Абхазии в начале 90-х. Грузины и абхазы еще живут бок о бок и яростные боевые действия между ними впереди. Но напряжение прямо витает в воздухе: уже введен комендантский час, по ночам в горах почти каждую ночь стучат автоматные очереди и изредка раздаются щелчки снайперского "весла" (СВД). В главной гостинице Гагр квартируются солдаты-миротворцы из внутренних войск умирающего СССР, оглашая каждое утро громкими резкими командами утреннего построения перед выездом на патрулирование на броне БТРов. Благодатный край постепенно скатывается в хаос...

Был обычный весенний день, сравнительно теплый, а для нас, уральцев, очень уж приятный: у нас в это время еще метели метут, а здесь - уже +20, а иногда и выше. Так и сидели мы с приятелем на скамейке возле автовокзала в Гаграх и млели под ласковым абхазским солнышком...

Вдруг к нам подошел убеленный сединами, очень приятный на вид дедушка в традиционной для этих мест кепке-аэродроме. "Откуда вы родом, ребята?", - спросил он нас с характерным горским акцентом.

Узнав, что мы с Урала, радостно закивал: "Знаю, знаю, сам учился в Челябинске. Мы с вами, можно сказать, земляки! Я просто обязан вас пригласить к себе в гости!".

Без задней мысли мы согласились. Для нас, родившихся и живших в СССР это не было чем-то удивительным. Тогда мы все еще были братьями или, как минимум, друзьями.

Как оказалось, чтобы попасть к гостеприимному хозяину в гости, нам необходимо "немного проехать на автобусе". Это "немного" оказалось до города Гудаута, до которой, как сказал дед, рукой подать. Не ориентируясь в местности мы согласились.

Ехали, как мне показалось, больше часа. Тем временем темнело. Кто бывал в тех краях знает, что темнеет в Абхазии очень быстро. И уже во время коротких южных сумерек мы проехали придорожную табличку "Гудаута".

Ровно у этой таблички стоял настоящий классический боевик с пулеметом Калашникова: в черном сирийском платке на голове, весь перемотанный пулеметными лентами, и, что характерно, этот тип показывал неприличные жесты в адрес автобуса. В этот момент мы начали что-то подозревать...
Этот очень похож, тот только был с бородой и здоровей раза в два. Кадр из фильма "Война"
Этот очень похож, тот только был с бородой и здоровей раза в два. Кадр из фильма "Война"

Через непродолжительное время мы уже въехали на автовокзал Гудауты и пассажиры стали покидать автобус.

Тем временем, окончательно стемнело. Освещение автовокзала (это, конечно, громко сказано, скорее автостанции) было крайне скудным. Лишь ярким пятном выделялся привокзальный ларек, призывно светивший в мраке. Мы предложили нашему деду закупиться минералкой и сигаретами. Любезный дед вызвался нас угостить и отправился к киоску, где у него сразу завязался оживленный диалог с продавцом на незнакомом нам языке. Мы стояли и ждали... Вдруг я почувствовал, что меня кто-то дергает за рукав рубашки. Я повернулся и увидел маленькую сухонькую старушку уборщицу с метелкой в руках, и явно из русских.

- Вы зачем сюда приехали? - шепотом спросила бабушка. - Этот тип, что вас привез - работорговец. Он каждую неделю сюда "новеньких" привозит. Еще никто назад не возвращался... Бегите, мальчики!

И растворилась во тьме. Как в фильме ужасов...

Не долго думая мы кинулись в кусты можжевельника, или какой другой местной гадости, но такие же колючие. Нам очень повезло, что эти кусты образовали настоящий лабиринт и тянулись очень далеко.

Мы бежали сломя голову в темноту, спотыкались, падали, снова вскакивали и бежали дальше от криков от ларька. Наш "дедушка" явно организовал погоню.

Наконец, метрах в 150-200 от ларька, мы обессиленные и исцарапанные колючками остановились, легли на землю и замерли, практически не дыша.

А вокруг в абсолютом мраке началось что-то невообразимое... С разных сторон слышались крики, пару раз прямо мимо нас промчались значительные группы людей. Метрах в ста от нас явно кого-то избивали (судя по крикам, стонам и звукам ударов). В другой стороне вдруг раздался звон разбитого стекла, как я понял погромщики били последние фонари, а может и витрины магазинов. Короче жуть несусветная. Настоящие массовые беспорядки. И мы были в самом их эпицентре. Что делать, как быть? Мы себе абсолютно не представляли.

Не буду утомлять подробностями наших блужданий по кустам, в которых мы крались минут сорок, постоянно меняя направление - прочь от новых вспышек агрессивных звуков. Но в итоге нам повезло!

Сначала мы услышали звук гудка поезда, а потом увидели яркий фонарь вкатывающегося на перрон поезда. Как оказалось, автостанция находилась прямо напротив ЖД вокзала, а скорее всего была совмещена с ним. Ни до, ни после этих событий я в Гудауте не был, поэтому могу ошибаться.

Мы сразу поняли, что поезд - наш последний шанс вырваться из этого ада. Но чтобы до него добраться нам нужно было пересечь автостраду и метров сто бежать по открытой местности в свете окон пассажирского состава, который медленно подтягивался к остановочному пункту. Собрав все силы мы кинулись по намеченному маршруту. Естественно, нас заметили. Человек 15-20 с палками помчались вслед за нами. Слава Богу расстояние между нами давало нам 30-40 секундную фору. Мы подбежали к медленно движущимся вагонам и стали набегу неистово колотить по ним кулаками, моля, чтобы на открыли дверь. Наши преследователи тоже били по вагонам, но уже палками.

И чудо случилось... Еще на ходу резко распахнулась дверь вагона.

- Быстро, быстро! - кричала русская девушка проводник, моментально сообразившая, что нужно спасать соотечественников. Видимо подобные случаи здесь были уже не редкость...

Мы буквально влетели в тамбур вагона. Также моментально наша спасительница захлопнула дверь и закрыла ее на замок.

Гнавшиеся за нами в ярости начали бить по двери, стекло покрылось трещинами, но мы были спасены.

Хотите верьте, хотите нет. Но вот такое приключение было у меня в молодости. Сейчас, по прошествии почти 30 лет я иногда вспоминаю его и пытаюсь представить, как бы сложилась моя судьба, если бы на моем пути не оказалась та бабушка уборщица или эта смелая проводница...