Возложение рук в Ветхом Завете
Использовалось в разных ситуациях и с различными целями:
1). Во время жертвоприношений, когда руки возлагались на жертвенных животных (Лев. 3:7-13,4:4-29, 8:13-14, 16:21, 2 Пар.29:23 СП).
2). Во время благословения, когда Иаков возложил руки на Ефрема и Манассию в качестве символического жеста, когда передавал Иосифу слова Бога о его сыновьях (Быт.48:8-20). В Ветхом Завете это единственный описываемый случай, где возложение рук использовалось во время благословения (ср. Быт. 27:26-29, 28:1-4, Быт. 49гл., И.Нав.14:13, 22:6). Следует отметить, что в Библии благословение и проклятие не исполнялись автоматически, и никак не зависели от слов и воли человека, а исключительно от Бога, если произносимое пожелание находилось в согласии с Его волей (ср. Чис.23:11-12, 20, 24:10-13, Пр.26:2). Так, благословение могло исполниться только на условии верности человека Богу, а проклятие - в случае приверженности злу (Втор.11:26-28, 30:19-20).
3). Однажды израильтяне по указанию Бога возложили руки на сынов Левия, когда те были отделены для важного служения (Чис.8:10,14). Данное действие имело символическое значение, что общество доверяет сынам Левия представлять себя, выполняя служение в скинии.
4). И один раз, когда Моисей возложил руки на Иисуса Навина, после того, как Бог избрал его, чтобы он возглавил народ после смерти Моисея (Чис.27:15-20). Возложение рук Моисеем на Иисуса Навина было беспрецедентным событием и после этого оно уже не имело повторного применения при смене руководителей Израиля. Моисей возложил руки на Иисуса не "по традиции", а потому что так поступить ему повелел Иегова (Чис.27:18, 22). Это был единовременный акт, призванный наглядно показать народу, что Иисус Навин наделяется таким же авторитетом, каким обладал Моисей. Также, следует обратить внимание на следующее обстоятельство: Моисей был Божьим человеком и поэтому Бог использовал его, чтобы наделить Иисуса мудростью. Иисус тоже был Божьим служителем, и потому получил силу от Бога (ср. Пс.89:1 СП, Чис.32:12, Втор.34:9). Возложение рук Моисеем не имеет ничего общего с православным "таинством священства", где для его действенности от участников не требуется подлинной жизни с Богом. Моисей же и Иисус Навин были Божьими людьми.
Вывод
Во времена Ветхого Завета возложение рук предназначалось, главным образом, для церемонии жертвоприношений. Вне жертвоприношений оно не являлось обязательным правилом и использовалось фрагментарно по прямому указанию Иеговы. В ветхозаветной религиозной практике возложение рук не являлось специальным способом передачи преемственности между служителями Бога, а служило только лишь в качестве публичного, символического жеста. В Ветхом завете не существовало православной практики передачи преемственности через возложение рук.
Возложение рук в Новом Завете
1). Первое упоминание о возложении рук в Новом Завете связано с земной жизнью Иисуса Христа. Через возложение рук Иисус благословлял детей (Матф.19:13-15) и совершал исцеления (Марк.6:5, 7:32, 8:23, Лук.13:13). Также, Он исцелял прикосновением одной руки (Матф.8:2-3, 14-15), а однажды воскресил умершего юношу, просто прикоснувшись к его гробу (Лук.7:12-15). Но часто и исцеления и воскрешение совершались Иисусом только лишь одним словом, без физического контакта (Матф.8:16, 15:28, Ин.11:39-44). Вместе с тем, в Евангелиях нет ни одного примера, чтобы через возложение рук Иисус назначил кого-либо на служение. Например, Он не возлагал рук на апостолов после их избрания (ср.Лук.6:13-16).
2). Деян.6:1-6:
«В то время, когда число учеников все множилось, грекоязычные евреи стали роптать на местных евреев, говоря, что при ежедневных раздачах их вдовы обделялись. Поэтому двенадцать апостолов, созвав всех учеников, сказали:— Не пристало нам, забросив проповедь Божьей Вести, прислуживать у столов. Братья, присмотрите себе из вашего же числа семь человек: людей с доброй славой, разумных и исполненных Духа. И мы поручим это дело им, а себя посвятим молитве и проповеди Слова. Вся община одобрила это предложение и избрала Стефана, человека, исполненного веры и Святого Духа, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, антиохийца из обращенных язычников. Их представили апостолам, и те помолились и возложили на них руки» (РБО. Радостная весть)
Как мы читаем, этих людей привели к апостолам, чтобы они помолились и возложили на них руки. Для чего были избраны эти семь человек? Для совершения " священных таинств"? Ничего подобного. Они были избраны для выполнения практической обязанности - заботится о нуждающихся в собрании (Деян.6:1-4). Также, целью возложения рук не являлась передача Святого Духа, поскольку обладание Духом было качеством, которое они уже должны были иметь до этого (Деян.6:3). Подобно тому, как нотариус и свидетель подтверждают какое-то дело, также и апостолы через возложение рук публично подтвердили, что избранные на служение уже имеют дар Святого Духа и Божье благословение.
3). Деян.13:1-3:
«В общине антиохийской были тогда такие пророки и учителя, как Варнава, Симеон, которого также звали Нигер, Лукий Киринеянин, Манаин, который воспитывался вместе с правителем Иродом, и Савл. Однажды, когда они совершали богослужение, молились Господу и постились, Дух Святой сказал им: "Отпустите для Меня Варнаву и Савла для дела, к которому Я призвал их". Тогда собравшиеся там, продолжая пребывать в посте и молитве, возложили на них руки и отпустили их» (Перевод Кулакова)
Бог повелел отделить Варнаву и Павла для важного задания. Вследствие этого, христиане из Антиохийского собрания, обладавшие пророческим даром - совершили пост, молитву и возложили на них руки. Из данного отрывка не следует, что речь идёт о "рукоположении в духовный сан", или наделении Святым Духом. Павел и Варнава за долго до этого уже имели дар Святого Духа и были авторитетными служителями (Ср: Деян.9:11 - 12, 17, 27. Деян.4:36-37, 11:22-26, 12:25, 26:16-19,Гал.1:1). Возложение рук выступало здесь в значении символического жеста одобрения, молитвы о благословении со стороны собрания, а также в символической идентификации себя с предстоящей миссией апостола Павла и Варнавы.
4). Деян.8:14-17:
«Когда апостолы в Иерусалиме услышали, что Самария приняла слово Божие, они послали к ним Петра и Иоанна. Те пришли и помолились о том, чтобы уверовавшие получили Духа Святого, ибо он еще не снизошел ни на одного из них: они были только крещены во имя Господа Иисуса. Затем Петр и Иоанн возложили на них руки, и те получили Духа Святого» (Перевод Кулакова)
В данной ситуации возложение рук было на прямую связано с получением Святого Духа, поскольку он ещё не сходил ни на одного из верующих, и они были только крещены (Деян.8:12).
В книге Деяний описывается ещё один подобный случай, где Святой Дух сошёл на крещёных учеников только после того, как Павел возложил на них руки (Деян.19:1-6). Отсюда следует, что принятие Духа не связано автоматически с крещением. Но вместе с тем, Святой Дух мог передаваться не только через возложение рук, не только после крещения и не только через апостолов. Так, Святой Дух сходил и до крещения, и без возложения рук (Деян.10: 44-48). И получение Святого Духа могло происходить через руки рядовых христиан без какой-либо санкции апостолов (Деян.9:17-18). Сами апостолы и другие ученики в день Пятидесятницы получили Святой Дух без возложения рук (Деян.2:1-4). Также, в Деян.2:38, сообщается о получении Святого Духа без упоминания о возложении рук.
Таким образом, иногда сошествие Святого Духа могло быть связано с возложением рук, а иногда - нет. Нередко принятие Духа предшествовало крещению, а иногда следовало за ним. Это связано с тем, что «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Он не может быть ограничен никакой человеческой схемой и условностями. Способ и обстоятельства получения дара Святого Духа определяется исключительно Богом, но не людьми (ср. 1Кор.12:4-11).
5). Деян.9:10-17:
«И Господь сказал ему: "Встань и пойди на улицу, что называется Прямой. Найди дом Иуды и там спроси Савла из Тарса. Он сейчас молится, и [в видении] ему было показано, что человек по имени Анания пришел к нему и возложил на него руки, чтобы он прозрел... Анания пошел, и, войдя в тот дом, возложил на Савла руки, и сказал: "Саул, брат мой, Господь Иисус, явившийся тебе на пути сюда, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Духа Святого"» (Перевод Кулакова)
Анания сделал так, как повелел ему Господь, и, отбросив все свои сомнения, возложил руки на Павла, назвав его братом. Это действие имело две цели: во-первых, для исцеления слепоты, а во- вторых, для того, чтобы он мог исполниться Святым Духом. Павел был исцелён и получил дар Святого Духа через руки простого ученика, который больше не появляется на страницах Писания.
Как это видно из Нового Завета – исцеления и сошествие Святого Духа происходили и без возложения рук (ср. Деян.3:6-7, Деян.2:1-4, 10:44-48). Порой Бог мог использовать кого-то из Своих служителей, чтобы через них даровать Свой Дух или исцеление. Но это происходило не, потому что сошествие Святого Духа или исцеление не могли произойти без их участия, а лишь, потому что их присутствие было необходимо в определённых ситуациях, как это имело место во время исцеления Павла.
Утверждение, что Святой Дух сходит только через руки "епископов", и только после совершения ими специального ритуала - не находит подтверждения в Библии. Анания не был "епископом". Также, когда сошествие Духа происходило через возложение рук - оно было спонтанным и не требовало специальных молитв, обрядов, облачений и т.п.. Так, Павел получил исцеление и дар Святого Духа, когда Анания просто говорил ему, что был послан к нему Иисусом Христом, и как сообщается, именно в тот момент: «тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян.9:18).
6). Деян.14:23:
«РУКОПОЛОЖИВ же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» Деян.14:23. (Синодальный перевод).
Согласно словарю Стронга, греческое слово χειροτονήσαντες [хэйротонЭсантэс], которое всинодальной Библии переводится, как «рукоположив», буквально означает «избирать или назначать» (Номер Стронга: 5500). Слово хиротоне́о, во всех словарях определяется исключительно как «избирать или голосовать протягиванием руки». Так в словаре А.Д. Вейсмана, оно означает подачу голоса в народном собрании посредством поднятия руки или избрание, утверждение кого-либо в должности. Перевод данного слова, как «рукоположив» является неверным, поскольку оно не имеет отношения к возложению рук:
«ИЗБРАВ им пресвитеров в каждой церкви» (Перевод Кулакова)
«ИЗБРАВ в каждой церкви старейшин» (Современный перевод)
«В каждой общине они НАЗНАЧИЛИ старейшин» (Перевод РБО. Радостная весть)
«Павел и Варнава в каждой церкви НАЗНАЧИЛИ старших» (Слово Жизни)
Таким образом, Павел и Варнава выбрали и назначили старейшин (пресвитеров), а не «рукоположили» их. В Тит.1:5, ап. Павел велит Титу «поставить по всем городам пресвитеров», а не совершить над ними "таинство рукоположения".
Для того, чтобы исполнять служение старейшины - возложение рук не являлось обязательным требованием в апостольской церкви. Назначение старейшин происходило не через возложение рук, а через простое избрание.
7). 1 Тим. 4:14:
«Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (Синодальный перевод)
В данном случае, также имеет место неверный перевод, поскольку в оригинальном тексте о "священстве" ничего не говорится. Согласно словарю Стронга (4244), греч. слово «πρεσβυτέριον» (прэсбютэрИу) – означает не "священство", а совет старейшин:
«Радей о даре, который обрел ты через слово Божье при возложении 'на тебя' рук пресвитеров» (Перевод Кулакова)
«Перестань пренебрегать своим даром, который дан был тебе через пророчество, когда старейшины возложили на тебя руки» (Современный перевод)
«Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества и во время возложения рук старейшинами» (Перевод РБО. Радостная весть)
Как видно, Павел говорит о духовном даре, который Тимофей получил через пророчество, при возложении рук нескольких старейшин. Было ли это "рукоположением в епископы"? Нет, поскольку "епископство" не входит в число даров Святого Духа (1 Кор.12:4-11). Поэтому здесь не идет речи о рукоположении в "духовный сан", а только о даре Святого Духа. Дар Тимофея был связан не с совершением обрядов, а с административными обязанностями и служением проповедника (ср. 1Тим.3:15, 4:12-16). Павел также призывает Тимофея перестать пренебрегать своим даром. А это значит, что этот дар не был чем-то на вроде амулета, который действует сам по себе, без участия его обладателя, но им можно было пренебречь, а следовательно, лишиться из-за недостойности. Его действие не было механическим, запущенным с помощью возложения рук, но зависело от веры и исполнения обязательств его получателя.
8). 2Тим 1:6:
«Вот по этой причине я напоминаю тебе: поддерживай в себе живой огонь Божьего дара, который есть в тебе благодаря возложению моих рук» (Перевод РБО. Радостная весть)
По мнению многих исследователей, в данном отрывке речь идёт о том же самом событии, что и в 1Тим.4:14, и Павел возлагал руки на Тимофея вместе с теми старейшинами. На это, в частности, может указывать то, что во 2Тим.1:6, по сути, содержится тот же самый призыв, что и в 1Тим.4:14.
Павел призывает Тимофея с благоговением использовать свой дар и поддерживать его горение, в противном случае он может угаснуть.
9). 1Тим.5:22:
«Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах; храни себя чистым» (Синодальный перевод)
Когда возложение рук использовалось при избрании на служение, через это публично заявлялось о Божьем одобрении избранного, о доверии ему, и о наличии у него дара Святого Духа (ср. Деян.6:3-6, 13:1-3). Поэтому, прежде чем назначать кого-либо на служение и возлагать при этом руки - Тимофей должен был позаботиться об испытании и проверке, чтобы убедиться, что человек действительно служит Богу и имеет дар Святого Духа. В противном случае, Тимофей мог доверить служение недостойному человеку, ввести в заблуждение собрание о наличии у него дара Святого Духа, поднять его авторитет, и тем самым, подвергнуть серьёзной духовной опасности других христиан, и тогда ему пришлось бы нести за это ответственность.
Вывод
Итак, рассмотрев все примеры возложения рук в Новом Завете, можно сделать следующие выводы:
- Иисус использовал возложение рук для исцеления и благословения. Но он также исцелял, и даже воскрешал мертвых просто словом. Отсюда очевидно, что исцеляло не само возложение рук, оно служило только внешним знаком в каких-то случаях. При этом, Иисус никогда не использовал возложение рук для назначения на служение (ср. Лук.6:13-16).
- В апостольской церкви возложение рук могло использоваться:
а). При исцелении (Деян.9:10-17).
б). При назначении на служение и поручении прямого задания от Бога (Деян.6:1-6, Деян.13:1-3). В подобных случаях это являлось только знаком, что те, на кого возлагают руки, уже имеют дар Святого Духа, и выбраны для выполнения особых обязанностей.
в). При даровании Святого Духа (Деян.8:15-17, 19:5-6, 9:10-17, 1Тим.4:14, 2Тим.1:6). Но возложение рук не являлось обязательным условием или правилом для получения Святого Духа, поскольку Его дарование происходило и без возложения рук (Деян.2:1-4,38, 10: 44-48, 11:15,1Кор.12:11).
- Руки возлагались апостолами, которые находились под прямым руководством Божьего Духа (Деян.6:6, 8:15-17, 19:6, Деян.11:12, 16:7), а также другими христианами, обладавшими пророческим даром и возлагавшими руки по прямому Божьему указанию (ср. Деян.9:10-17, 13:1-3). Следовательно, возложение рук у первых христиан не являлось практикой, доступной обычным служителям в собраниях, а уникальным действием в ситуациях, связанных со сверхъестественным проявлением Божьей силы. Так, например, согласно 1Тим. 4:14, получение дара Святого Духа Тимофеем через возложение рук старейшинами, было непосредственно связано с «пророчеством».
Также, в Деян.13:3, мы читаем, что на Павла и Варнаву руки возложили те, кто формально был ниже их по положению в собрании. Следовательно, учение, предоставляющее право рукоположения исключительно "епископам", не основано на слове Бога.
- Во времена апостолов не существовало специального алгоритма действий для получения дара
Святого Духа (специального ритуала с точными словесными формулами). Сошествие Святого Духа и способ, которым это должно было произойти - определялось не людьми, а Богом (1Кор.12:4-11). Святой Дух сходил и до крещения и после, через возложение рук и без, как на группу людей, так и индивидуально (Деян.8:14-17, 10: 44-48, 9:17-18, 19:1-6). Даже в тех случаях, когда сошествие Духа происходило через возложение рук - при этом не требовалось совершение каких-то специальных обрядовых действий с произнесением специальных , заученных молитв. Например, Павел получил исцеление и дар Святого Духа, когда Анания просто говорил ему, что был послан к нему Иисусом Христом (Деян.9:18).
- Нельзя приписывать возложению рук магические свойства, механическое сошествие Духа.
Ошибка Симона (Деян.8:18-19) состояла не только в том, что он за деньги хотел купить себе власть над Святым Духом, но и в том, что он думал (также, как думает и православное духовенство), что само возложение рук вызывало сошествие Духа: «чтобы тот, на кого я возложу руки, получил Духа Святого» (Деян.8:19). Но Пётр объясняет ему, что для того, чтобы иметь в этом «часть» и «жребий», т.е. совершать это, необходимо иметь призвание от Бога и сердце «правое» пред Богом (Деян.8:21).
- В Новом Завете, также как и в Ветхом – возложение рук не являлось каким-то специальным способом, связующим служителей Бога, где люди передавали друг другу Святой Дух по принципу "передай другому". Вовсе не в возложении рук заключалась преемственность.