Найти тему
Николай Кулаков

С Востока на Запад. Как Тихоокеанский флот поддержал страну в 1941 году?

Оглавление



Советская разведка в 1941 году доказала, что Япония не сможет атаковать СССР на Дальнем Востоке. В Москве решили использовать ресурсы Тихоокеанского флота как резерв для сражающихся сил Балтийского, Черноморского и Северного флотов. Личный состав переводили на суда, уже сражавшиеся с гитлеровцами.В 1942 году усложнилась обстановка на Севере, немецкие подводные лодки стремились сорвать военные перевозки из Британии, все чаще атаковали транспорты в Заполярье. В помощь Северному флоту с Тихого океана было решено направить шесть субмарин С-51, С-54, С-55, С-56, Л-15, Л-16. Эти лодки должны были совершить, казалось, невозможное: пройти через шесть морей и через два океана. Часть лодок шли из Петропавловска-Камчатского, другие прямо из Владивостока.Вижу цель! Советская субмарина к атаке готова.Маршрут пролег таким образом: Владивосток – Петропавловск-Камчатский, Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор, Датч-Харбор – Панама, Панама – Галифакс, Галифакс – Англия и Исландия – Полярный. Подводные лодки шли  в надводном положении, погружаясь на глубину только для уклонения от встреч с кораблями немцев при опасности боестолкновения. Применение оружия можно было использовать только при нападении на лодку противника и при явной невозможности маневрировать.Сложной операцией руководил опытный подводник капитан 1-го ранга Александр Трипольский. Во время финской войны его подводная лодка С-1 действовала образцово. За мужество и героизм Трипольскому присвоили знание Героя Советского Союза. В августе 1941-гоон был назначен командиром бригады ПЛ Краснознамённого Балтийского флота, в марте 1942-го стал командиром бригады ПЛ Тихоокеанского флота.Отряд совершал переход двумя группами. Первыми в конце сентября 1942 года вышли Л-15 (командир капитан-лейтенант Комаров) и Л-16 (командир капитан-лейтенант Гусаров). Они взяли курс на одну из американских военно-морских баз. 6 октября покинула Владивосток вторая группа. Капитан 1-го ранга Трипольский шел на С-51, которой командовал капитан 3-го ранга Кучеренко. В походе строго соблюдалась скрытность, при появлении на горизонте кораблей лодки уходили на глубину. В гавань Датч-Харбора входили без лоцмана, поразив американских специалистов мастерством.Капитан первого ранга Александр ТрипольскийКорабли первой группы после стоянки в Датч-Харборе отправились в Сан-Франциско. Пришлось двигаться в тяжёлых штормовых условиях, изредка обмениваясь друг с другом семафорами. Неподалеку от Сан-Франциско одна из лодок Л-16 была принята американской субмариной за немецкую. Американцы потопили советскую субмарину, никто из экипажа не уцелел.В ноябре 1942 года отряд советских субмарин прошел через Суэцкий канал, имел несколько остановок в Коко-Соло и на Кубе. В Атлантическом океане жестокий шторм едва не нанес новые потери. На лодке С-51 штормовые волны разбили надстройку, вышел из строя гребной винт. Повреждения устраняли на ходу, останавливаться было нельзя. Более основательный ремонт субмарин провели только в порту канадского Галифакса. Но и потом, после выхода из канадского убежища, субмаринам приходилось преодолевать штормовой океан, проходить через минные поля.
В январе 1943 года лодки вышли к берегам Англии и Исландии. Подводные корабли союзники распределили по своим судоремонтным заводам. Новый ремонт дал возможность все же выйти в заданную точку, к Полярному.Несмотря на ветра и штормы, при постоянной угрозе вражеского нападения отряд субмарин Трипольского преодолел громадный путь в 17 тысяч миль. Корабли Тихоокеанского флота вовремя оказались на Северном флоте. Вскоре фронтовая пресса уже писала о героических делах моряков-тихоокеанцев. Например, дерзкими рейдами прославился капитан 3-го ранга Лев Сушкин. Он перенимал тактические приемы североморцев-подводников. Опыт товарищей капитан применял творчески, по обстановке.  Его лодка С-55 вскоре одним залпом пустила на дно моря два немецких транспорта водоизмещением две и восемь тысяч тонн. Вдобавок моряки Сушкина уничтожили еще один гитлеровский  транспорт и нанесли тяжелые повреждения второму. Этот подводник за храбрость и умелое руководство кораблем был отмечен двумя орденами Красного Знамени.Советские подводники на ремонте в Англии. 1943 годОтличились и моряки С-56, эта субмарина была доверена капитану 2-го ранга Григорию Щедрину. Щедрин умело обманул бдительность конвоя немецких транспортов, сумел вывести лодку из-под удара глубинными бомбами. Щедрин направил свою субмарину  к конвою. С-56 прошла под вражеским транспортом, а сторожевые суда немцев продолжали бомбить то место, где обнаружили советскую лодку. С-56 атаковала фашистский транспорт с противоположного борта. Вражеский корабль погиб, а экипаж С-56 потерь не имел. Щедрин за время своих рейдов в северных широтах сумел пустить на дно 10 немецких транспортов. Его лодка была награждена орденом Красного Знамени (1944 год). Сам подводник Григорий Иванович Щедрин стал Героем Советского Союза.Герой подводного флота СССР Григорий ЩедринНельзя забыть и о подвигах капитана Ивана Фомича Кучеренко, командира субмарины С-51. В июле 1943 года он обнаружил сразу два немецких конвоя. Они хорошо охранялись не только эсминцами, но и самолетами люфтваффе. Кучеренко повел свою лодку прямо на корабли охраны. С ходу атаковал два грузовых корабля, которые были потоплены торпедным ударом. Мастерски оторвавшись от преследователей, капитан повторил атаку на конвой, потопил еще два транспорта. Только за один бой были уничтожены 4 немецких судна. К 1945 году на счету субмарины Кучеренко было записано девять транспортов противника. 5 ноября 1944 года подводная лодка С-51 была награждена орденом Красного Знамени. В июле 1945 года сам Иван Фомич был удостоен Золотой Звезды Героя.