Внушительный комплекс зданий, построенный в 1961 году буквально в чистом поле, ставший затем промзоной, был для жителей Бетюна как колокольня для города в эпоху средневековья. Люди работали на заводе Bridgestone (до 1988 – Firestone) десятилетиями. Однако теперь руководство приняло решение о закрытии предприятия. Сотни людей будут выброшены на улицу. Отчасти это стало следствием хронического недоинвестирования, отчасти – стремления сэкономить на зарплатах, вынося производство в Восточную Европу: Польшу, Венгрию, Эстонию, Белоруссию…
Часть складов начали перевозить на другие объекты, принадлежащие компании. 46-летний Давид потухшим взглядом наблюдает за погрузочными работами: «Это уже давно происходит. Сегодня утром что-то мало вывозят. У нас забирают продукцию и оборудование, чтобы перевезти в Венгрию и Польшу, уже в течение многих лет». За 23 года работы на заводе Давид приобрёл огромный опыт и многому научился, и ему совсем не хочется, чтобы его навыки оказались невостребованными. Он показывает, как огромные устройства перемешивают при высокой температуре резину, подготавливая сырьё для производства шин. А ещё он рассказывает о напряжённой работе, когда приходится трудиться по шесть дней подряд, включая выходные и праздники, после чего следуют четыре дня отдыха.
Жюльен обкатывает свой скутер перед тем, как вернуться домой. Он трудился по временному трудовому договору, заключённому с одним из подрядчиков завода, и теперь не знает, где искать работу. «Кроме фармацевтического завода здесь больше ничего нет. Я начал экономить и берегу те деньги, которые мне выплачивают в качестве компенсации. Все знают, что сначала будут избавляться от временных работников. Ещё один повод для стресса. Мне не хочется оказаться на социальном пособии RSA, ведь я должен кормить 5 детей», - говорит он.
При мысли о нехватке инвестиций у многих работников подступает комок к горлу. «Нас выкидывают на улицу как собак, – возмущается занимавшийся контролем качества Себастьен. – Мы ожидали, что руководство сократит какую-нибудь бригаду, но были не готовы к закрытию завода. В прошлом году инвестиции в наш завод составили только 10 миллионов евро, а в польское предприятие вложили 140 миллионов. Наши станки больше не соответствуют рыночным потребностям. Мы выпускаем слишком маленькие шины (14-16 дюймов), а сегодня даже автомобили класса супермини типа Renault Clio используют шины 17 дюймов».
По мнению Стефана, в условиях предстоящих пяти месяцев обсуждений альтернативных сценариев, лучшая стратегия заключается в том, чтобы «продолжать работать: «Но если потом потребуется забастовка, то мы готовы протестовать в любой момент». В людях зреет недовольство, и оно может вырваться наружу неожиданно для всех. Рабочих неожиданно поддержала ассоциация болельщиков футбольного клуба RC Lens, Red Tigers 94: 22 сентября они прикрепили к ограде предприятия огромный транспарант с надписью «Закрывать нужно не заводы, а ваши прожорливые рты, чтобы сбросить лишний жир с толстого брюха. Поддерживаем работников».