Найти тему
Олеся  Орленко

Постоянная временная мера режима Макрона

Чрезвычайное санитарное положение, введённое во Франции до 30 октября, продлено Национальной ассамблеей до 1 апреля следующего года. Это обосновывается второй волной пандемии, однако, как показывает практика, подобные «временные» меры, ограничивающие права и свободы граждан, могут принимать постоянный характер.

Любопытная новость: 1 октября Национальная ассамблея рассматривала законопроект о «продлении переходного периода, предусмотренного для выхода из чрезвычайного санитарного положения». Суть документа заключается в том, чтобы пролонгировать действие особых мер, призванных обеспечить постепенный выход из того исключительного состояния, которое предшествовало их введению.

«В условиях эпидемии Covid-19 мы должны смириться с ограничением части тех свобод, которыми так дорожим», – считает министр здравоохранения Оливье Веран. «Число случаев заражения, госпитализаций и смертей растёт. Вот почему мы не можем 1 ноября оставить страну безоружной», – согласна с ним депутат от движения «Вперёд, Республика!», разработчик документа Алис Туро. Она полагает, что «за лето переходный режим доказал свою эффективность», и уверяет, что «дополнительные пять месяцев не дадут правительству скатиться в произвол», так как «правовое государство по-прежнему крепнет».

Депутаты от оппозиции не разделяют этого мнения. «Слишком далеко идущие планы на чересчур отдалённую перспективу. Отмену чрезвычайных мер можно сделать раньше. Нужно проводить постоянные парламентские совещания для оценки ситуации и делать это на демократических началах. А нас фактически просят на пять месяцев сдать ключи от дома», – негодует депутат от республиканцев Филипп Гослен. «Отказывая себе в чём-то, нужно быть уверенным в необходимости такого шага. А аргументы правительства всегда отличаются противоречивостью, в них не прослеживается общая логика», – полагает депутат от «Франции непокорённой» Юго Берналисис.

«Да, мы должны привыкать жить с этим вирусом, но это не означает, что нам следует привыкнуть и к жизни в условиях, противоречащих нашим демократическим устоям», – заявил депутат-коммунист Стефан Пё. Он напомнил, что чрезвычайное положение, введённое после терактов в ноябре 2015 года, неоднократно продлевалось, и в итоге некоторая часть связанных с ним норм была включена в общий правовой режим в октябре 2017 года.

«Мы всё время находимся в состоянии неопределённости. Правительство не устанавливает чётких границ. Десятки постановлений до сих пор не ратифицированы, а Конституционный совет полагает, что указ может действовать даже после того, как срок его утверждения истёк. Где же наше правовое государство? Куда делись законодательные и директивные полномочия парламента?» – возмущается Юго Берналисис. Сложившаяся ситуация тревожит не только депутатов. По мнению правозащитника Клер Эдон, некоторые положения документа, который был рассмотрен 1 октября, «могут прямо или косвенно повлиять на несоразмерное нарушение прав и свобод, особенно частной жизни и принципа равенства».