Оказывают ли влияние убеждения и установки спортсмена на риск возникновения перетренированности?
Известный норвежский ориентировщик Eskil Kinneberg, будучи двукратным чемпионом мира среди юниоров, попал во взрослую сборную. Не успел закончится успешный юниорский чемпионат мира 2012 года, как молодого спортсмена сразу же его заявили на два оставшихся этапа Кубка мира, где он бежал практически полную программу, а между этапа Кубка мира соревновался в чемпионате Норвегии.
По итогу сезона 2012 года Эскил Щиннеберг (так надо по-русски читать его имя-фамилию) "заработал" себе перетренированность, которая стала причиной существенной деградации его физической подготовленности и отодвинула годы его триумфа во взрослом спорте.
Эта история, друзья, довольно типична (если вы можете рассказать о других поучительных случаях, пожалуйста, напишите про это в комментарии).
В чем же причина таких катастроф в карьере перспективных спортсменов?
Как выяснили исследователи [Budgett, 1998; McCann and Murphy, 1995], успешный и быстрый рост результатов в юниорском возрасте, новые личные рекорды при переходе на элитный уровень приведят спортсмена к стойкому убеждению о том, что более жесткие тренировки ведут к большему успеху. Кажется, что и во взрослом спорте удастся собрать все медали, нужно лишь поднажать! Если не находится рядом тренера, который бы предостерег от такого наивного взгляда, то беды долго ждать не приходится.
Похожий блок психологических причин часто наблюдается в российском спорте, когда в одной группе оказываются "матерые" мастера и молодые амбициозные спортсмены. Тут подстерагает опасность формирования нереалистичной ролевой модели [Brown, et al., 1983; Budgett, 1998]: менее опытный спортсмен сравнивает себя со значительно более подготовленным мастером и пытается ему подражать. Эти сравнения самого себя с закалённым мастером, приводят к попыткам выполнять тренировочные нагрузки, заведомо превосходящие текущие адаптационные возможности спортсмена.
И в этом случае также можно увидеть недосмотр в работе тренера. С одной стороны, полезно объединять перспективных и состоявшихся спортсменов в одну тренировочную группу (а в командных видах спорта это практически неизбежно) - происходит передача ценного опыта, более молодые спортсмены обучаются разным нюансам выбранного вида спорта, формируют зрелое отношение к команде и спорту в целом. С другой стороны, если нет должного контроля за тренировочным процессом, то на совместных тренировках легко надорваться в погоне за опытным мастером!
Наконец, в работах [Brown, et al., 1983; McCann and Murphy, 1995] подмечен распространный в спорте страх - страх быть "недотренированным". Это приводит к формированию у спортсмена философии, что "больше - это лучше". Проплыть побольше километров, пробежать обычный кросс пожестче, сделать побольше подходов в качалке! Иногда это происходит за спиной у тренера. Но иногда и сам тренер культивирует подобную философию: No pain, no gain! Тренируйся тяжело или иди домой! Умри, но сделай тренировочный план!
Если вернуться к спортсмену, то для человека, который загоняет сам себя в перетренированность, проблема лежит в психологической плоскости. Это или неверие в разработанную тренером тренировочную программу, или низкий уровень уверенности спортсмена в себе.
В первом случае существует проблема, которая в англоязычной литературе получила название buy-in. Тренеру следует прилагать существенные усилия, чтобы выстроить по-настоящему доверительные отношения со спортсменом, правильно доносить свои замыслы, находить общий язык - это главным образом вопросы коммуникации!
Во втором случае требуется специально организованная психологическая подготовка по развитию уверенности в себе!
И тот, и другой вопросы на сегодня достаточно хорошо проработаны. Выработан арсенал инструментов, как по вопросам коммуникации, так и по вопросам повышения уверенности спортсмена в себе. Если вам интересны эти вопросы, пожалуйста, ставьте лайки, пишите комментарии и делитесь статьей на своих страничках в социальных сетях! Тогда я пойму, что тема актуальна и опубликую серию статей по этому направлению.
Спасибо за то, что читаете!
Первая часть материала по перетренированности ("Вопросы диагностики перетренированности") - здесь.
Вторая часть ("Можно ли вылечить перетренированность?") - здесь.
Третья часть (Ранние сигналы и инструменты мониторинга) - здесь.