~ 2 ~ Введение. Вопрос кто мы и откуда пришли, всегда волновал людей вне зависимости от возрастной или этнической принадлежности. В научной среде процесс сложения тех или иных этнических групп называется этногенезом (от греч. έθνος [ethnos] – племя, народ и γένεσς [genesis] – происхождение). То есть, под понятием этногенез понимают лишь начальный этап этнической истории нации, народности, племени и других этнических объединений. В дальнейшем, после его завершения, может происходить как относительно изолированное развитие, так и включение в сложившийся этнос других ассимилируемых групп или, напротив, дробление этноса и выделение новых этнических групп. Методы изучения этногенеза. Изучение человека вообще и изучение сложения отдельных его этнических групп в частности представляют собой многоаспектную проблему. Поэтому изучением этногенеза занимаются исследователи различных научных дисциплин. В частности, чем занимаются историки? Подавляющая часть историков работает с письменными источниками информации. Когда-то именно работа историков была основной в изучении этногенеза. Большой недостаток историков – им доступен только определенный, узкий письменный сегмент источников. Несколько особняком среди историков стоят археологи. Они выкапывают и извлекают из земли на всеобщее обозрение предметы различной давности, которые потом описываются и систематизируются. И на основе этой систематизации строят суждения о той или иной культуре. При этом существенной проблемой является то, что часто невозможно однозначно связать культуры, выделенные ~ 3 ~ археологами, и народы, зафиксированные письменными источниками и описанные историками. Весьма специфическим разделом исторической науки является этнография, изучающая материальную и духовную культуру, быт народов. Освещение вопросов этногенеза этнографами осуществляется путем сравнения тех или иных культурных особенностей и материальной культуры современных и древних (если есть описание) групп народов. Сравнивать можно разные вещи: традиционные верования, особенности быта и т.д. Косвенную информацию о путях сложения тех или иных групп населения может дать фольклористика, изучающая устное наследие: песни, сказания, легенды, эпосы. Определенное отношение к освещению вопросов этногенеза имеют и филологи. Правда, несколько опосредованно – путем изучения вопросов развития языков. Освещают они эти вопросы путем реконструкции древних языков и на основе анализа современных. Кроме гуманитарных наук изучением этногенеза занимаются и естественные научные дисциплины. Основной среди этих дисциплин долгое время являлась антропология. Однако, антропология не в евро – американском понимании, которое в наши дни укоренилось и в России, а классическая физическая антропология, которая в англоязычной литературе называется human biology. Вообще антропологи занимаются широким спектром вопросов. Применительно к изучению истории разных групп (популяций) человека они оперируют данными о физическом строении, сравнивая усредненные показатели различных внешних признаков (фенотипов). Другой современной естественной научной дисциплиной является генетика. Генетики изучают закономерности наследственности и изменчивости. Применительно к изучению этногенеза: начиная с середины XX века, стал актуальным один из разделов генетики – популяционная ~ 4 ~ генетика, которая зародилась во второй половине 20-х – в конце 30-х годов прошлого века. Этногенез и этническая история коми. Общность финно-угорских народов начала складываться 3-2 тысячи лет назад до нашей эры. Древние финно-угры уже к I тысячелетию нашей эры расселились из Приуралья и Поволжья до Прибалтики и Скандинавии, заняв лесную полосу Восточной Европы и достигнув Средней Европы. Уже в это время они соприкасались с представителями других древних народов (с индоевропейцами). Коми – древний народ и являются одним из представителей финно-угорских народов. Сегодня, как известно, в основной массе проживает в Республике Коми, а также в Северо-Западной Сибири и на Кольском полуострове. Язык коми близок к языкам коми-пермяков и удмуртов. Все три языка составляют пермскую (уральскую) группу финноугорской семьи языков. Впервые предки коми в составе древнепермской этнолингвистической общности обнаруживаются исследователями во II тысячелетии до нашей эры в районе впадения в Волгу Оки и Камы. Позднее наблюдается обратная миграция древних пермян на Север и Прикамье. Из Прикамья в I тысячелетии до нашей эры (железный век) на территорию Коми проникают предки коми. Так, археологические памятники (городища и могильники) в бассейне рек Вычегда и Вымь XI – XII веков близки к Камским и Чепецким городищам, принадлежащим предкам пермяков и удмуртов. Вместе с тем целый ряд своеобразных черт культуры, существовавшей в бассейне реки Вычегда, позволяет предположить еѐ исконно местной, которая сложилась в результате развития более древних культур и комплексов, наметившихся ещѐ в первых веках нашей эры. В первой половине I тысячелетия нашей эры древнепермская этнолингвистическая общность разделяется ~ 5 ~ на предков общекоми и удмуртов. Центром обитания коми общности было Прикамье. В последней четверти I тысячелетии нашей эры произошѐл распад и этой общности. Часть населения мигрировала в бассейн реки Вычегда, где смешалась с носителями ванвиздинской культуры (которые, как предполагают, говорили на финно-пермских языках. sis!). Археологические памятники перми вычегодской известны в бассейне средней и нижней Вычегды, в бассейнах рек Вымь, Вашка, Луза. При этом в бассейне реки Вымь и на нижней Вычегде, повидимому, главным элементом стали ванвиздинцы, а на реке Сысола и на верхней Вычегде доминирующим элементом стали переселенцы из Прикамья. Археологи начало становления коми этноса обычно связывают с родановской культурой (начало IX века). В XV – XVI веках под давлением славяно – русской колонизации Севера этнический массив коми сдвинулся в восточном направлении. Коми население исчезло в низовьях рек Вашка, Пинега, Виледь, Яренга, на нижней Вычегде и на нижней Лузе. Примечание. В связи с миграцией предков коми на территорию республики. Все-таки склоняюсь к версии, что зыряне и коми были разными, хотя и очень близко родственными по своим характеристикам (один корень), но все же двумя ветвями коми этноса. Во многом это связано с двумя направлениями миграции. В пользу этого свидетельствовать следующее: а) встречаются коми топонимы с основой «зырян»: типа «зырьян ыб», «зырьян ыб лог» и т.д.; б) ещѐ в недавнем прошлом (по историческим меркам) прилузские коми, спускаясь по Сысоле, говорили, что едут к зырянам; в) в своѐ время между присыктывкарским (зырянским?) и сысольским (коми?) диалектами филологи выделяли буферную, смешаную зону (Шошка – Лозым – Пажга). С этого времени вплоть до начала XX века происходило непрерывное расширение этнической территории коми. В XVI ~ 6 ~ – XVII веках коми заселили верхнюю Вычегду, а в XVIII – XIX веках – Печору и Ижму. Также в XVII – XIX наблюдается переселение значительных групп коми на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Надо отметить, что в процессе взаимодействия с окружающими этносами в состав коми вошли ассимилированные группы вепсов, русских, ненцев и манси. Это отразилось на антропологическом облике и отдельных компонентах культуры коми, привело к образованию в составе коми отдельных этнолокальных групп. Любопытно. Пишут: на основании изучения археологических памятников выдвигается гипотеза, что в интервале от 40 до 10 тысяч лет назад было две волны колонизации Урала и Северных территорий. Первая, самая ранняя волна – это промежуток от 40 до 28 тысяч лет назад. Вторая – от 18 до 10 тысяч лет назад. Считается, что от населения первой волны никого не осталось. Поэтому, трудно судить, что за это были люди. Правда, предполагают, что первая волна миграции шла со стороны юга Восточной Европы. Самый древний памятник того периода (возрастом около 38 тысяч лет) обнаружен на территории Коми – это стоянка Мамонтова курья в Интинском районе. При этом сегодня на Урале не обнаружено ни одной стоянки в промежутке 28 – 18 тысяч назад, т.е. в период максимального похолодания в последний ледниковый период. Вторая волна колонизации началась около 18 - 15 тысяч лет назад. И направление миграции было совершенно другое – люди шли со стороны Средней Азии и, возможно, с юга Западной Сибири. ДНК-генеалогия в изучении этногенеза. Сегодня трудно представить изучение этногенеза народов без привлечения методов ДНК-генеалогии (одного из разделов популяционной генетики). Основой этих методов стала идея, выдвинутая в 60-е годы XX века лауреатом двух Нобелевских премий Лайнусом Полингом. Он предположил, что скорость накопления мутаций в ДНК является постоянной и ее можно использовать как своего рода молекулярные часы эволюционной истории. В ~ 7 ~ том числе и для изучения событий эволюционной истории человека. Данный подход (метод) стал использоваться в биологии сначала для нахождения времени расхождения близких биологических видов, а затем с помощью данного метода ученые начали изучать и человеческие популяции. Наиболее интересным в этом отношении представляются исследования по Y хромосоме. Y хромосома определяет мужской пол человека, отвечает за наследственность по отцовской линии. Так как Y хромосома непарная, то она в процессе клеточного деления не рекомбинирует (не делится своими участками ДНК с другими хромосомами) и изменяется только в результате мутаций. В результате Y хромосома накапливает мутации в той или иной группе [кластере] генов на протяжении многих поколений. Это дает возможность с помощью молекулярно – генетических методов восстановить эволюцию генотипа человека за период в десятки тысяч лет. Чтобы не путаться в 2002 году сообщество генетиков (Y Chromosome Consortium) выработало общую классификацию и номенклатуру мутаций по линиям Y хромосомы. Так называемые клады или гаплотипы, обозначаемые заглавными латинскими буквами от A до R. Порядок букв при этом отражает примерное время и последовательность возникновения мутации. В частности, самые древние гаплотипы A и B имеют возраст 60 – 80 тысяч лет и выявляются чаще всего у народов Африки (бушмены и пигмеи). В свою очередь, гаплотипы подразделяют на отдельные гаплогруппы, которые нумеруются цифрами и прописными буквами. Например, исследование генофонда финно-угорских народов Европы показывает, что у них с наибольшей частотой представлен гаплотип N (его разновидность N1): у финнов – 63,2%, у удмуртов – 56,3%, у саамов – 47,2%, у коми – 35,1%, у марийцев – 31,5%, у эстонцев – 30,6%, у мордвы – ~ 8 ~ 16,9%. Значимая частота данного гаплотипа встречается также у соседей финно-угорских народов Волжско – Уральского региона: у тюркоязычных татар – 18,3% и у чувашей – 17,7%. Какая же картина этногенеза, согласно исследованию гаплотипов и гаплогрупп, «вырисовывается» у финноугорских народов? Предполагают, что изначально у наших пра-пра-… прапредков был единый гаплотип К (возник 60 – 50 тысяч лет назад в Центральной Азии в результате распада кластерного гаплотипа IJK, родина которой Аравия). Затем 40 – 30 тысяч лет тому назад в Юго-Восточной Азии из этого гаплотипа K образовался новый кластерный гаплотип MNOPS. Далее данный гаплотип разделился на гаплотип N, заселивший Сибирь, Урал и Феноскандию, на гаплотип O, заселивший Восточную и Юго-Восточную Азию, на гаплотип P, ушедший в Восточную Сибирь и в Южную Азию. Гаплотипы M и S сегодня наиболее часто встречаются в Папуа – Новой Гвинее. Относительно «нашего» финно-угорского гаплотипа N1. Он образовался в результате мутации гаплотипа N (генетики выделяют три разновидности гаплотипа N – 1, 2 и 3). Предполагают, что гаплотип N1 появился в Китае или ЮгоВосточной Азии примерно 25 – 20 тысяч лет назад. Оттуда носители гаплотипа N1 мигрировали на Алтай. Дальнейшие пути миграции носителей N1 пока остаются неясными. Предполагают, что было два направления: первое – через Сибирь на Средний и Северный Урал и далее в Поволжье. Оттуда расходятся в Новгородские края и в Карелию, а затем и на обе стороны Финского залива. Второе направление – через среднее течение Днепра на Запад, в Трансильванию, дав начало будущим венграм. N.B. между прочим, по частоте встречаемости гаплотипа N наиболее близкими родственниками финнов являются якуты (sis!). Любопытно. Пишут: первопредок восточных славян (гаплогруппа R1a1) жил 5000 ± 200 лет назад. Славяне гаплогруппы R1a1 двигались на среднерусскую равнину с Запада – с Дуная, Балкан и Карпат. Финно-угры (они же уральцы, они же алтайцы) двигались по своей дуге с Северо- ~ 9 ~ Востока. И так получилось, что сошлись они на Северо-Востоке, в районе будущих Новгорода – Иваново – Вологды. И в первой половине I тысячелетия нашей эры образовали союз, ставший финно-угро – славянским, а потом – русским. По оценкам восточных славян было вчетверо больше, чем финно-угров. Так или иначе, особой вражды между ними не было. Была относительно мирная взаимная ассимиляция. Так что девять восточнославянских племен и семь финно-угорских мирно сосуществовали. В этой связи весьма интересна частота встречаемости гаплогруппы R1a у финно-угорских народов и, в частности, у коми (см. ниже). Основные гаплотипы и гаплогруппы финно-угорских народов. На сегодняшний день выявлен следующий спектр набора гаплотипов и гаплогрупп у финно-угорских народов, включая коми.
Таким образом, получается, что только каждый 3-й коми по отцу родственен финнам. Примерно столько же коми – носители т.н. «арийской» гаплогруппы R1a. Т.е. «по крови» ~ 10 ~ родственны скорее славянам и, как предполагают, 10 тысяч лет назад ещѐ не говорили на финно-угорском языке (!). Гаплотип N (N1). Является характерным для финноугорских народов. Встречается также у славян, на Балтике, в Сибири. Возник примерно 25 – 20 тысяч лет назад в ЮгоВосточной Азии. Гаплогруппа R1a. Является наиболее распространенным в Центральной и Восточной Европе. Предполагают, однако, что гаплогруппа возникла примерно 22.000 лет назад в Сибири (!). Гаплогруппа R1b. Наиболее распространена в Западной Европе и на южном Урале (sis!). Предполагают, что гаплогруппа возникла 16.5 тысяч лет назад в Центральной Азии или на ближнем Востоке. Гаплотип I. Наиболее распространен среди коренных народов Европы. Встречается почти у 1\5 части европейцев. Предполагают, что гаплотип возник примерно 25 – 20 тысяч лет тому назад на Балканах. Гаплотип J. Является ближневосточным гаплотипом. Наиболее распространен среди населения Южной Европы. Предполагают, что гаплотип возник в период минойской цивилизации (2.700 – 1.400 гг. до нашей эры). Гаплотип E. Предполагают, что гаплотип возник примерно 50.000 лет назад в Азии в результате распада кластерного гаплотипа DE. Сегодня наиболее распространен в Африке, куда, как считают, попал во время обратной миграции из Леванта. Гаплотип G. Предполагают, что гаплотип возник на Ближнем Востоке примерно 20.000 лет назад. Сегодня наиболее распространен на западном Кавказе (грузины, осетины, адыги) и, отчасти, в Южной Европе и на Юго-Западе Азии. Примечание. К сожалению, не нашел сведений о наборе гаплогрупп коми-язьвинцев. А ведь они наиболее полно (в силу своей определенной изолированности) могли сохранить изначальный (исходный) набор гаплогрупп коми этноса. ~ 11 ~ N.B. Многие ошибочно считают, что выявляемый при желании фенотип (генотип) крови человека (не просто группа крови) является отражением состава (набора) гаплотипов и гаплогрупп Y-хромосомы. Это далеко не так. Хотя и фенотип (генотип) крови тоже обозначается латинскими буквами, но состав крови определяется всем набором хромосом человека, а не только Y-хромосомой. И, следовательно, не может служить маркером национальной принадлежности. Дополнение. В последнее время в ДНК-генеалогии для прояснения вопросов этногенеза привлекают и митохондриальную ДНК (мт-ДНК) со своими гаплотипами и гаплогруппами. В отличие от ДНК Y-хромосомы мт-ДНК - женская. То есть передается по женской линии. К настоящему времени гаплотипы мт-ДНК также систематизированы. Обозначаются они тоже заглавными буквами латинского алфавита: от A до Z с добавлением многочисленных подгрупп (гаплогрупп) в виде номеров и прописных букв. Считается, что изначально (70 – 80 тысяч лет назад) было два основных гаплотипа мт-ДНК: а) R, которая впоследствии дала «жизнь» гаплотипам B, F, H, J, K, T, V и U и б) N, которая дала «жизнь» гаплотипам A, I, L, M, Y, X и W. Гаплотип (гаплогруппа) мт-ДНК показывает, к какой генеалогической ветви человечества относится потомок. К примеру, европейские гаплотипы обозначаются буквами H, J, K, T, U, V, W и X. Ближневосточные - N и M. Полинезийские – B. К гаплотипам американских индейцев относят A, B, C, D и X. В этом отношении установлено, что гаплотипы мт-ДНК финно-угорских народов похожи на другие европейские страны. Отличаются лишь более высоким процентом гаплотипа W и гаплогруппы U5b. Имеется также небольшой процент сибирских гаплотипов: таких, как N и A. ~ 12 ~ Заключение. Что же получается в сухом остатке? На основании сведений, полученных разными научными дисциплинами (в том числе и ДНК-генеалогией), можно предположить, что первой прародиной будущих финно-угорских народов был регион ЮгоВосточной Азии. Возраст: 40 – 25 тысяч лет. В результате миграции «второй» родиной финно-угорских народов стал Алтай. Возраст: около 20 - 15 тысяч лет. Далее наши далекие предки мигрировали на Средний (предки пермяков) и Северный (предки коми) Урал. Возраст: около 13 тысяч лет. Миграция на Запад продолжалась. В итоге, предки финно-угров «осели» в Волжском регионе. В принципе, считается, что в Волжском регионе первыми появились предки мордвы (12 – 10 тысяч лет назад). Потом появились предки коми, пермяков и марийцев, а затем и предки удмуртов (7 тысяч лет назад). Потом наблюдается обратная волна миграции. В результате которой предки коми и пермяков оседают в Прикамье. На территорию Коми наши предки (N1) проникают лишь в I тысячелетии до нашей эры. При этом не надо думать, что они пришли на пустынные земли. Территория была уже заселенной (пусть и очень рыхло). И первый «кирпичик» в зарождение будущего коми этноса был заложен, по-видимому, взаимной ассимиляцией предков коми с местным населением. Предполагают, что «местные» были далекими потомками второй волны миграции людей (R1b), которые прибыли на территорию Коми со стороны Средней Азии (вот откуда в коми языке встречаются слова, схожие с иранскими) и Юга Сибири.
P.S. Не ругайте, пожалуйста, за то, что в тексте не ссылаюсь на источники и не привожу в конце список литературы. Всѐ-таки это не научный труд, а больше напоминает сочинение на вольную тему.