Найти тему

Проблемы проектирования установок пожаротушения автостоянок

Оглавление
Фрагмент реальных испытаний по способности тушения автостоянки спринклерной водяной установкой пожаротушения
Фрагмент реальных испытаний по способности тушения автостоянки спринклерной водяной установкой пожаротушения

Многие строящиеся офисные и многофункциональные комплексы оснащаются встроенными автостоянками. Обязательному оснащению автоматическими установками пожаротушению подлежат:

И вроде бы все понятно, но многие специалисты обсуждают два принципиальных вопроса:

  • чем лучше тушить автостоянки?
  • если тушить водой или раствором пенообразователя, то к какой группе помещений относить помещения автостоянок?

Давайте разбираться вместе.

Чем тушить автостоянки?

Мы помним, что СП 5.13130 оставляет выбор огнетушащего вещества на усмотрение проектировщика (п. 4.3, А.3). Поэтому рассуждаем логически: объемные средства тушения (газ, аэрозоль) не подходят в связи с большими объемами автостоянок и невозможностью обеспечить герметичность. Порошковое тушение неэффективно в связи с затенением очагов пожара конструкцией автомобиля. Остается вода, вода со смачивателем и пена. Можно ли тушить водой и водой со смачивателем, ведь в баках автомобилей находится жидкое топливо?

В январе 2018 года я принимал участие в конференции "Обеспечение пожарной безопасности в строительстве", организованной МЧС Республики Беларусь и Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Обложка сборника тезисов конференции "Обеспечение пожарной безопасности в строительстве", Минск, 2018 год
Обложка сборника тезисов конференции "Обеспечение пожарной безопасности в строительстве", Минск, 2018 год

На этой конференции коллеги делились результатами эксперимента, дающего полный ответ на наш главный вопрос. В подземной стоянке поставили три автомобиля на расстоянии до 0,6 м друг от друга, подожгли один из них и смотрели будет ли локализация и тушения пожара водой при работающей противодымной вентиляции. Баки были заполнены бензином на 50%. Расстановка автомобилей была выполнена с учетом ориентации горловин баков к горящему автомобилю. Поджигаемый автомобиль был дополнительно загружен резиной, смазочным маслом и древесиной до усредненной пожарной нагрузки кроссоверов. Проводили два испытания. Результат испытаний схожий: пожар был потушен, топливо не проливалось на пол и не горело, горение не распространялось на соседние автомобили. И совсем уж неожиданный результат - даже лакокрасочное покрытие соседних с горящим автомобилей не пострадало.

Тезисы доклада по ссылке.

Какую интенсивность тушения принимать?

Интенсивность тушения принимается по таблице 5.1 СП 5.13130 и зависит от группы помещения. Из здесь возникает проблема. С одной стороны автостоянки четко относятся к группе помещений 2 по приложению Б этого СП. С другой стороны, как правило, стонки относят к категории В2 по пожарной опасности. А это уже группа 4.1, с совершенно другими интенсивностями. Теоретезировать и спорить можно долго, но лучше обратиться к реальным испытаниям коллег из Минска. Тушили там водой с интенсивностью 0,12 л/(с⋅м²), что соответствует группе помещений 2.

Выводы

Тушить водой можно. Но еще эффективнее тушить водой со смачивателем, учитывая характер пожарной нагрузки. Подробнее о выборе огнетушащего вещества, смотри в отдельном посте.

Интенсивность водой и водой со смачивателем принимать по группе помещений 2 СП 5.13130. Время работы установки принимать с учетом моего поста.