Найти тему
Г. Новозыбков

Уникальные фотографии: станция Новозыбков в конце 1880-х годов

В фондах Российской национальной библиотеки хранится уникальное издание – «Альбом видов Полесских железных дорог» (СПб., [188?][1]).

Министерство путей сообщения поручило сделать снимки известному фотографу, изобретателю фотомеханических способов репродуцирования, инженеру путей сообщения Николаю Александровичу Демчинскому (1851-1915). В коллекцию из трёх десятков видов станций и сооружений вошли и места, связанные с Брянским краем.

Как известно, участок Брянск-Гомель Полесских железных дорог был открыт в 1887 году. По всем косвенным признакам фотографии, выпущенные фотоателье Демчинского на Большой Итальянской улице, 37 в Петербурге, можно датировать концом 1880-х гг. Следы свежей кладки кирпичных зданий, нового покрытия крыш зданий, тщательно выбеленные печные трубы, неубранные рельсы возле полотна дороги – все это указывает на то, что дорога была только что введена в эксплуатацию.

Помимо станций и сооружений Брянска, Выгонич, Почепа, Клинцов, Злынки на фотографиях запечатлены станция Новозыбков, пассажирское здание вокзала со стороны двора и станционный жилой дом для железнодорожных служащих. Давайте внимательно рассмотрим эти фотографии.


Фото 1. Общий вид станции Новозыбков
Фото 1. Общий вид станции Новозыбков

На общем плане мы видим фасад вокзала со стороны путей[2].


Фото 1 (фрагмент). Пассажирское здание станции Новозыбков со стороны путей
Фото 1 (фрагмент). Пассажирское здание станции Новозыбков со стороны путей

На перроне стоят пассажиры. Слева – ряд товарных вагонов, еще левее – станционные постройки. Сразу же за вокзалом можно увидеть водонапорное сооружение. А вдаль – открывается потрясающий вид на город.


Фото 1 (фрагмент). Вид на город[3]
Фото 1 (фрагмент). Вид на город[3]

Кстати, пассажирское здание построено по типовому проекту. Такой же тип вокзала соорудили в Почепе и Клинцах (фотографии из этого же альбома):


Вокзал станции Почеп
Вокзал станции Почеп

Вокзал станции Клинцы
Вокзал станции Клинцы

На следующем фото (оно явно постановочное) снят фасад новозыбковского вокзала со стороны города.


Фото 2. Пассажирское здание на станции Новозыбков
Фото 2. Пассажирское здание на станции Новозыбков

Стоит обратить внимание на облик пассажиров и служащих, стоящих на ступенях и под окнами – весьма колоритные персонажи. Нельзя не отметить интересное решение входа в вокзал с подъезда к станции – большой купол с круглыми окнами венчает флагшток. Интересно сравнить этот вид с современным:


Фото: oleg_BY, 2017, https://railwayz.info/
Фото: oleg_BY, 2017, https://railwayz.info/

К западному торцу здания вокзала позднее была сделана двухэтжная пристройка, пострадавшая во время войны и перестроенная в советское время, а пока этой пристройки нет, а на боковом фасаде можно увидеть название станции.


Фото 2 (фрагмент). Западный боковой фасад пассажирского здания станции Новозыбков
Фото 2 (фрагмент). Западный боковой фасад пассажирского здания станции Новозыбков

А вот и жилой дом для служащих железной дороги с надворными постройками и палисадником. На крыльце, вероятно, стоят его обитатели, а из распахнутых окон выглядывают дети.


Фото 3. Жилой дом на станции Новозыбков
Фото 3. Жилой дом на станции Новозыбков

Таким образом, рассмотрев детально снимки и изучив историю их создания, можно сделать предположение, что перед нами старейшие фотографии Новозыбкова из известных на сегодняшний день.