После того как плоттер на яхте настроен, можно переходить к прокладыванию маршрута в плоттере, перенося его с бумажной карты. Четкое определение маршрута и дублирование его и на карте, и в плоттере сделает переход более безопасным.
Если зона плавания незнакома, рекомендуется воспользоваться бумажной картой, чтобы выяснить, где прохождение будет безопаснее. Кроме того, это помогает охватить взглядом весь маршрут, не прибегая к функциям прокрутки и масштабирования в плоттере. И это позволит визуализировать весь маршрут в голове и запомнить относительное расположение объектов на пути следования.
Такой подход очень сильно помогает, когда мы переносим маршрут в яхтенный плоттер, особенно если у него небольшой дисплей, и приходится все время приближать и удалять (масштабировать) изображение, чтобы находить путевые точки и ориентироваться на них.
Посмотрим на примере планирования маршрута вокруг гавани Пула. Маршрут не долгий и несложный, и его можно оценить одним взглядом, особенно если акватория известна. Но все может оказаться сложнее, если это первое путешествие в этих водах, и местность не очень известна, и навигационные знаки непонятны.
Первый шаг – оценить и выбрать маршрут на бумажной карте. Затем карандашом и линейкой отмечаем маршрут от одного буя к другому, либо ориентируясь на избранные навигационные ориентиры. Каждое изменение курса называется путевой точкой, и ее положение отмечается крестиком с квадратом вокруг него (символ путевой точки).
Путевые точки
Определяем азимут каждого перехода с помощью курсографа, затем измеряем расстояние с помощью набора измерительных циркулей. Записываем эту информацию рядом с линией перехода на карте. Можно, например, записывать все переходы в виде списка, если так удобнее.
Затем переходим к яхтенному плоттеру и вносим данные. Выбираем в плоттере раздел меню ‘New Route’ (Новый маршрут) и подводим курсор к планируемой стартовой точке, что создать первую путевую точку.
Перемещаем курсор к концу первого сегмента/перехода и выбираем ‘Add waypoint’ (Добавить путевую точку). Повторяем эти действия для всех сегментов планируемого путешествия, пока весь маршрут не перенесен в плоттер. Для удобства можно придумать название для маршрута и сохранить его под этим именем.
Прежде чем начинать движение по заданному маршруту, не помешает сравнить информацию на экране с тем, что запланировано на бумажной карте.
Могут быть небольшие расхождения в азимуте и расстоянии, когда мы сравниваем линии на карте, проведенные карандашом и линейкой, с маршрутами в цифровом плоттере. Однако если расхождения получаются слишком заметными, их нужно исправить заранее, прежде чем отправляться по маршруту следования.
Как только мы готовы начинать движение, выбираем маршрут в памяти плоттера и следуем его указаниям по мере продвижения (в большинстве плоттеров есть функция «перемотки» вперед/назад, чтобы была возможность оценить ход движения по заданному маршруту). Не следует начинать каждый последующий переход, пока не пройдена соответствующая путевая точка, иначе плоттер будет показывать неверный азимут.
Прокладываем маршрут
1. Начинаем прокладку маршрута на бумажной карте. Проводим первый сегмент маршрута следования карандашом (если потребуется, линию можно стереть) и отмечаем стартовую и конечную точку этого сегмента символами путевой точки.
2. Отмечаем азимут. Поворачиваем курсограф, поместив центр в исходную путевую точку, чтобы определить азимут движения. При этом синие стрелки на курсографе должны быть направлены на север (на карте). Считываем азимут по круговой шкале (например, на фото это 296°).
3. Измеряем расстояние. Используем измерительный циркуль для измерения расстояния между двумя путевыми точками данного сегмента и прикладываем его к масштабной сетке на краю карты, чтобы узнать значение (в морских милях). Также записываем на самой карте.
4. Переносим все данные в плоттер. Последовательно размещаем стартовую точку в каждой выбранной путевой точке, передвигая курсор и отмечая местоположение. При этой процедуре очень удобно сверяться с отметками на бумажной карте.
5. Общий обзор маршрута. После того, как внесем все путевые точки и данные маршрута, у нас есть возможность окинуть взглядом весь маршрут, как он выглядит в плоттере. Направления движения по маршруту отмечаются на плоттере стрелками.
6. Сравниваем маршруты в плоттере и на бумажной карте. В плоттере также виден список всех внесенных путевых точек и соответствующих азимутов. После того, как все проверено, можно начинать движение по маршруту, пользуясь инструкциями своего яхтенного плоттера.
Телеграм-канал Yachtsman Journal - https://t.me/YachtsmanJournalRussia