Сюжет был про уловки производителей продуктов питания. Какие из них можно называть настоящим обманом? Какими конкретными приемами вводят потребителей в заблуждение? Рассказал про нарушения, которые стали нормой и на какие моменты проверяющие органы регулярно закрывают глаза.
Во время создания данного сюжета посмотрел на работу съемочных бригад и вообще на весь процесс производства новостей изнутри. Было несколько моментов, которые меня немного удивили.
1. Лишняя работа
Большая часть снятого материала вырезается. Нормальная практика для крупных производств, но только после участия во всей этой истории серьёзно задумался о том, сколько же часов (!) видео записывают работники ТВ для обычных 5-минутных сюжетов. Куча дублей, сцен и подсъемок просто выкидывается.
На практике убедился, что примерно 90% всех снятых кадров будут стерты. С самого начала относился без каких-то особых иллюзий и понимал, что оно так примерно и будет, но не ожидал, что в урну уйдет настолько много отснятого материала. Более того, я совершенно не угадал, что телевизионщики считают хорошими, а что плохими дублями.
2. Съемки без камер
На самом деле, главные открытия связаны непосредственно с самим съемочным процессом. Например, раньше не знал, что корреспонденты почти никогда не выезжают на съемки для своих сюжетов. Они создают сценарий, записывают закадровый голос и делают короткие подводки.
Весь контент им привозят съемочные бригады, которые и мотаются в поисках нужных кадров. Если понадобились какие-то уточнения или комментарии по сюжету, то эту проблему решают продюсеры. Ищут людей, готовых поговорить по теме сюжета. Сами корреспонденты к этому не прикасаются.
Еще одно интересное открытие в том, что всё реже съемки осуществляют при помощи "базуки" на плечах оператора. Огромные и дорогие камеры пока никуда не исчезли, но их постепенно перестают использовать.
Для телевизора качества картинки с телефона более чем достаточно, а снимать на смартфон намного удобнее и это не привлекает лишнее внимание окружающих. Фактически телевизионные операторы огромное количество кадров снимают просто на телефоны.
3. Видео для сюжета — это просто обертка
Сюжет уже написан и в нем есть четкие выводы. Фон для закадрового голоса должен только подтверждать всё сказанное корреспондентом. Если кадры хоть в чем-то противоречат общей канве повествования, то их просто не вставят в финальный монтаж.
В новостных сюжетах отсутствует поиск какой-то правды. Мол, давайте выслушаем обе стороны. Нет, не выслушаем. Тут нужно подтверждение уже выработанной позиции, которую надо донести телезрителям.
Если вдруг в ходе съемок всплывают объективные противоречия озвученной точки зрения, то они просто игнорируются. Всё будет разжевано и показано строго в доказательство, а не чтоб зритель сам делал какие-то там выводы.
Забавно, что сотрудники телеканалов всё это прекрасно понимают, но таковы правила работы. Обманывать никто не будет, но умолчать неудобные факты — это легко. Так что, не стоит относится к новостным сюжетам хоть сколько-то серьезно (если кто-то это раньше делал).