Захватывающий многосерийный художественный фильм, состоит из 4 серий. Каждая – звено сюжетной цепи, повествующей о расследовании военно-криминального преступления. Прибалтийское место действия (и место съемок) придает фильму особый шарм и ощущение «не своей территории». Морской курорт и старый Таллин стали великолепной декорацией к детективной драме. Здесь действие неспешно, эмоции сдержанны, но зритель постоянно находится в напряжении. Приятного чтения и просмотра )
Общие сведения
Премьера состоялась в 1972 г. Картина снята не в жанре захватывающего детектива. Она, скорее, рассказывает о механике работы следственных органов. Лента отличается, но, одновременно, и в чем-то схожа с многочисленными милицейскими историями, в большом количестве выходившими в то время.
«Человек в проходном дворе» снял в 1971 г. режиссер Марк Орлов, который уже известный по приключенческому фильму «Сердце Бонивура» (1969). Позже он заинтересовался русской классикой, снял в 1976 г. «На всякого мудреца довольно простоты», в 1985 г. – «Ревизор»
За основу фильма М. Орлов взял одноименную повесть Дмитрия Тарасенкова, который выступил здесь как сценарист. Сюжет с документальной точностью показывает работу следователей при поимке особо опасного преступника.
Действие происходит в Прибалтике, наиболее приближенном к Западу регионе СССР. Там же находится курорт, куда приезжает на отдых бывший партизан. Неожиданно он становится жертвой зверского убийства в проходном дворе. Расследование выводит на историю военного времени, связанную с гибелью партизанского отряда по причине предательства.
Подоплека сюжета
Такое обстоятельство в советское время расценивалось как ЧП. В 1971 г. война была сравнительно недавним прошлым, поэтому к расследованию подключается КГБ в лице старшего лейтенанта Вараксина. Под видом студента, пытающегося наняться на рыболовецкий траулер, следователь селится в гостинице, где жил убитый. Там знакомится с соседями жертвы, выявляя свидетелей.
Постепенно Вараксин понимает, кто преступник. Им оказывается тот же предатель, который погубил партизан во время войны. Виновника ловят проходном дворе. Он пытается совершить новое убийство разоблачившего его человека.
Съемки
Главную роль, сотрудника КГБ Вараксина, исполнил Геннадий Корольков. Актер отличался умением быть естественным, не теряя эмоциональности. Он уже был известен по «Трем дням Виктора Чернышева» (1967). Также запомнился по одному из персонажей многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень», Феде Морозову (1971). Позже сыграл запоминающиеся роли в картинах: «Горячий снег» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Коней на переправе не меняют» (1980) и др.
Образы милиционеров и сотрудников госбезопасности в «Человек в проходном дворе» создали Вацлав Дворжецкий, Николай Еременко ст., Эве Киви. Дополнительную остроту сюжету придали неоднозначные персонажи Ивана Переверзеваи Ирины Скобцевой.
Действие фильма происходит в Эстонии. Курортный городок, ставший ареной событий, был представлен сразу двумя реальными местностями, причем находились они в противоположных точках республики. Старый Таллинн создавал атмосферу таинственности, а Пярну с морским побережьем придавал действию налет беспечности и тяги к прожиганию жизни. Вараксина поселили в гостинице «Эндла», по случаю выбранной для съемок.
Атмосфера
В картине показана жизнь в советской Прибалтике, которая никогда не была до конца социалистической. Сотрудник КГБ из Москвы здесь действует не то, чтобы в тылу врага, но точно не на своей территории. В отношении «аборигенов» к Вараксину, пришельцу с Востока, сквозит надменность. Они выглядят «аристократами», коими, впрочем, всегда становились в советском кино прибалты.
В целом в ленте ощущается тревожно-напряженная атмосфера. Дополнительный накал придает неспешность, заставляющая зрителя торопить события, стараться заглянуть вперед. Некоторая черно-белая монотонность дополняет сходство фильма с документальной хроникой, в которой нет места излишней эмоциональности.
Работа милиции и КГБ кажется рутинным исполнением обязанностей, коим, в сущности, она и является. Напротив, странно видеть следователя, приходящего в ужас при виде жертвы преступления, как нередко это бывает в отечественных и зарубежных картинах.
Благодаря остроте, актуальности и правдоподобию сериал не устарел. В наши дни он претендует на пророчество. В любом случае, пересматривать «Человека в проходном дворе» хочется снова и снова.
Читайте также:
10 лучших советских детективных сериалов
5 лучших приключенческих сериалов, созданных в СССР
Запретный плод Запада: 3 лучших советских сериала о заграничной жизни
Топ 5 советских сериалов по русской классике
Топ 5 сериалов о советских разведчиках в немецком тылу