Найти тему
Научно о каратэ

БУНКАЙ - возвращениие традиции.

Самое важное в карате – это КАТА. В них собраны воедино приемы защиты и нападения. Поэтому необходимо ясно понимать смысл каждого движения и выполнять его правильно. Кое-кто полагает, что можно практиковать только спарринг, игнорируя ката. Однако, такое отношение никогда не приведет к истинному прогрессу в карате.

Кэнва Мабуни.

На Окинаве во времена великих Сенсеев Ясуцунэ АДЗАТО (1832-1918) и Ясуцунэ ИТОСУ (1830-1915), обучавших Фунакоши Гичина главным в обучении приемам каратэ были КАТА, а основой практики КУМИТЭ был, как раз, БУНКАЙ. Я, разумеется, не знаю как это выглядело на самом деле в те времена, но хочу предположить, что это было приблизительно так, как я предлагаю в этой статье.

В ноябре 2001 года на семинаре у Сэнсэя Дана Ступару я встретился с очень интересной последовательностью практики БУНКАЙ.

-2

Хотя, в применении приемов, стойки и были формализованы, т.е. защищающийся находился в позиции, которая напрямую выглядела, как в КАТА, в ЭНБУ спортсмены находились в свободных стойках – КАМАЕ. И, надо сказать, ЭНБУ получалось само собой.

В нашем клубе давно практикуется БУНКАЙ в свободных стойках, т.е. каратэка выполняют БУНКАЙ как ЯКУСОКУ КУМИТЕ (обусловленный поединок). Это обстоятельство неоднократно приводило к высокой оценке навыков спортсменов клуба на квалификационных экзаменах.

Если каратэка интенсивно практикует БУНКАЙ, то этап подготовки в КУМИТЕ на уровне ДЖИУ–ИППОН КУМИТЕ проходит намного быстрее и качественнее и находит свое развитие в СЁБУ ИППОН КУМИТЭ.

-3

КАТА - суть «ФОРМА» или «ОБРАЗ» - обусловленная, выдержанная по времени, ритму, энергетическому рисунку (накопление, контроль и применение КИ) последовательность защитных и атакующих действий, объединенных законченной конкретной тактической и стратегической идеей (БУНКАЙ), для реализации которой необходимо знать, понимать и применять технические, психологические и философские принципы данного боевого искусства.

Ката - есть форма тренинга и путь к координации духа и тела, способ выражения своей личности в БОЕВОМ ИСКУССТВЕ, метод изучения и передачи от учителя к ученикам основ и секретов боевого искусства.

Бой с воображаемыми противниками в КАТА, предполагающий высочайший психический контроль происходящего - это ваш личный бой и это ваш личный поиск победы над противниками с помощью конкретных технических приемов и возможностей, предоставляемых данной формой. Только в таком смысле нужно и можно говорить о реалистичности КАТА, и только тогда практика КАТА в боевых искусствах представляет практическую ценность.

БУНКАЙ – это реализация КАТА на практике в виде обусловленного поединка, позволяющая приобрести четкое понимание смысла атакующих и защитных действий, подразумевающую визуализацию противника. Это основа медитативного аспекта КАТА, без которого исполнение её превращается в формальное физическое упражнение. При демонстрации БУНКАЙ необходимо демонстрировать понимание классического ритма, используемого в КАТА, правильность исполнения техники приёмов, в рамках базовой, но в тоже время, должна присутствовать реалистичность выполнения т. е. внешне это должно выглядеть как настоящий поединок.

МЕТОДИКА

Присутствуя на квалификационных экзаменах на мастерские степени (ДАН), часто замечаешь затруднения в демонстрации БУНКАЙ, а нередко вообще незнание и непонимание этого раздела практики Традиционного каратэдо. Но, если и демонстрируется что-то, то это выглядит очень формализовано и примитивно. Согласитесь, должно быть стыдно. Поэтому, хотелось бы предложить более масштабное введение БУНКАЙ в квалификационные экзамены уже на ученической стадии практики Традиционного каратэдо, причем должны в полном объеме изучаться ОРИГИНАЛЬНЫЕ версии БУНКАЙ, а при сдаче на мастерские степени кандидат должен демонстрировать уже индивидуальное понимание аппликации КАТА.

Здесь я хочу предложить несколько новый, «оживленный» вариант практики БУНКАЙ.

-4

При демонстрации БУНКАЙ на квалификационных экзаменах кандидат должен обратить внимание на следующие моменты:

- Оба каратэка выполняют ритуальный поклон (РИТСУИ РЭЙ), как перед КУМИТЭ;

- Защищающийся (УКЭ) принимает КАМАЭ соответственно положению стойки в КАТА в данном приеме;

- Защищающийся устанавливает нападающего (ТОРИ) в необходимую позицию для атаки и называет вариант атаки;

- Нападающий атакует без объявления;

-5

- Первый раз БУНКАЙ выполняется медленно для демонстрации экзаменатору замысла поединка;

- Второй раз взаимодействие происходит с максимальной силой и скоростью;

- Оба раза ТОРИ и УКЭ выполняют КЭНСЭЙ, демонстрирует предельную психофизическую концентрацию (ДЗАНШИН);

- Каждый поединок должен заканчиваться броском и окончательным ударом (ТОДОМЭ ВАДЗА).

-6

Если Вы по какой-либо причине не можете объяснить БУНКАЙ той или иной связки, затрудняетесь в задании способа атаки сопернику, то рекомендуйте ему атаковать или ОЙ ЦУКИ, или МАЭ ГЕРИ и выполняйте заданный экзаменатором элемент. Практически в 90% случаев это сработает.

С одной стороны, надо отметить, что не все элементы КАТА применяются в БУНКАЙ, поскольку являются связующими для общей конструкции ФОРМЫ (КАТА), с другой, большинство приемов в БУНКАЙ отличается в той или иной степени от «рисунка» связки в КАТА. В связи с этим при тренировках БУНКАЙ необходимо придерживаться какой-либо одной трактовке приемов КАТА.

Кроме отработки самого приема каратэка наносит удары не куда придется, а использует прицельную, точечную технику (ДЗИНТАЙ КЮСЁ). Я считаю БУНКАЙ лучшим способом отработки навыков точечного удара.

-7

Пожалуй, более, чем в 50% случаев в практике БУНКАЙ используются не только удары конечностями, но и захваты, броски, удержания свойственные другим видам единоборств.

-8

Важно после выполнения КАТА сразу же, посвязочно, отработать БУНКАЙ, а затем снова выполнить КАТА. В результате спортсмены исполняют КАТА намного сильнее, сосредоточеннее. Невозможно понять, что такое ДЗАНШИН, практикуя только КАТА.

-9

Умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке в БУНКАЙ развивает навык противоборства многим нападающим одновременно. Поэтому имеет смысл практиковать БУНКАЙ ситуаций с нападением многих соперников одновременно, тем более, что в рамках соревнований в КОМАНДНЫХ КАТА одновременное нападение двух соперников является обязательным условием.

Отработка БУНКАЙ с партнерами различных физических характеристик позволяет рассматривать его как практическую подготовку к реальной, так сказать «боевой ситуации», которая зачастую мажет возникнуть вне ДОДЗЁ.

Практика КАТА становится бессмысленной без реализации техники в БУНКАЙ. БУНКАЙ, можно сказать, душа КАТА. Несмотря на огромный прогресс каратэ за последние сто лет БУНКАЙ, все-таки, остается несколько формализованной частью практики карате в целом, и КАТА в частности. По-моему, это происходит по причине преобладания чисто спортивных стилей и направлений современного каратэ. Молодые спортсмены, становясь чемпионами, приобретая популярность и славу очень часто заканчивают карьеру в спортивном каратэ до тридцати лет, а с этим и ПУТЬ КАРАТЭДО. Таким образом, традиция останавливается, обрывается. И, очень жаль, что ДО (ПУТЬ) в термине КАРАТЭДО заметно девальвировался.

Выход из этой ситуации, по моему мнению, практика традиционного каратэдо. Как положительный пример, сохраняющий традицию каратэдо, хочется отметить демонстрацию БУНКАЙ в рамках КОМАНДНОГО КАТА на соревнованиях по традиционному каратэдо.

С возрастом физический момент навыков постепенно угасает. Поэтому необходимо сбалансировано совершенствоваться в психофизическом, ментальном аспекте техники. Этому совершенствованию нет пределов. И, оборачиваясь назад, на старых мастеров, необходимо творчески подходить к исследованию КАРАТЭДО, не стесняясь и не боясь привносить что-то новое. Так КАРАТЭДО станет ПУТЕМ всей жизни с момента начала практики до конца дней. И возраст не будет иметь значения.

Таким образом, практикуя БУНКАЙ по предлагаемой методике, адепт каратэдо:

- Максимально совершенствует искусство КАТА, делая исполнение её более реалистичным, а также облегчает ощущение визуализации противника при исполнении КАТА;

- Совершенствуется в ментальном аспекте тренинга каратэ;

- Эффективно подготавливает себя к практике свободного поединка;

- Приобретает навыки ведения боя с многими соперниками одновременно, а также в реальном поединке (так сказать «на улице»);

- Приобретает навыки точечных ударов в жизненно важные точки и совершенствует их;

- Получает возможность для качественного самостоятельного составления ЭНБУ;

- Развивается интеллектуально, находя новые решения БУНКАЙ.

Понравилось? Не забудьте подписаться и поставить 👍

Карате
7974 интересуются