Найти в Дзене
Диванный эксперт

Ряд изменений вокруг Карабахского конфликта

Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев © ТАСС, Валерий Шарифулин/ТАСС
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Благодарен всем, кого не оставила равнодушным, моя предыдущую статья: Заявление Ильхама Алиева, наконец все маски сброшены. Спасибо за лайки, комментарии в поддержку, высказанные мнения. Всегда приятно ощущать живой отклик. Статья вызвала
Оглавление
Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев               © ТАСС, Валерий Шарифулин/ТАСС
Премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев © ТАСС, Валерий Шарифулин/ТАСС

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Благодарен всем, кого не оставила равнодушным, моя предыдущая статья: Заявление Ильхама Алиева, наконец все маски сброшены. Спасибо за лайки, комментарии в поддержку, высказанные мнения. Всегда приятно ощущать живой отклик. Статья вызвала бурные споры, что понятно, учитывая затронутую тему.

Не мало было критики в мой адрес. В очередной раз я был обвинен в необъективности, симпатиях к армянской стороне, склонности к обобщениям, игнорировании исторических причин конфликта и ещё бог весть в чем. В свою защиту скажу, что не претендую на объективность, а пользуясь возможностью, высказываю свое мнение.

Статья вообще была не об этом. Я не ставил перед собой цели рассказать о причинах или истории конфликта, о том кому по праву принадлежит земля Нагорного Карабаха армянам или азербайджанцем. Или какая из конфликтующих сторон воюет за правое дело. Нет. Статья была о том, почему, война стала возможна, именно сейчас.

Я не поддерживаю не одну из сторон конфликта. Уверен, тридцать лет назад война, не являлась единственным выходом, но в следствии запущенных извне центробежных тенденций, стала неизбежной. На ряду с похожими конфликтами, которых также, уверен, можно было избежать. Почти одновременно они вспыхнули на территории пост советского пространства, объединенные характером противоречий, выраженными в виде дискриминации по национальному, языковому, либо религиозному признакам. Конечно, условия формирования конфликта в Нагорном Карабахе, безусловно отличались, например, от приднестровского, но механизмы эскалации этого и других конфликтов на пост советском пространстве были похожи до мельчайших подробностей. Поэтому я даже не берусь судить на чьей стороне правда. Но точно считаю, что национализм и ненависть, не приведут ни к чему хорошему.

Отношение к причинам, а также кто и почему затеял конфликт «Карабах 2020», я изложил в предыдущих статьях. Кому интересно может ознакомиться на канале.

Далее предлагаю рассмотреть текущую ситуацию вокруг конфликта.

Так, 19 октября, президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян, соответственно, дали эксклюзивные интервью российскому информационному агентству ТАСС. Рассматривая заявления, лидеров государств в контексте параллельно разворачивающихся событий, можно, на мой взгляд, сделать интересные выводы.

Интервью Ильхама Алиева ТАСС, Баку, 19 октября.

Не смотря на жесткие выпады президента Азербайджана в адрес армянского руководства и лично премьер-министра Пашиняна, которого он называл не иначе как «выкормыш Сороса», в целом риторика Алиева, смягчилась, по сравнению с предыдущим интервью, данному турецкому телеканалу Haber Türk. На фоне бесспорного военного превосходства, позволяя оскорбительные выражения в адрес армянской стороны «пока она еще только на коленях стоит перед нами», Алиев, все же, выразил готовность «перевести конфликт из горячей фазы в стадию политического урегулирования».

Примечательно, что в отличии от предыдущего интервью, в котором президент Азербайджана, подверг открытой критике работу Минской группы ОБСЕ, назвав ее неэффективной, в этот раз Алиев, подтвердил приверженность базовым принципам урегулирования конфликта именно под эгидой ОБСЕ. Ранее, по сути, Алиев высказывался за изменения формата переговоров и включения в процесс политического урегулирования Турции как одного из основных игроков.

Рискну предположить, что сохранение Минской группы и неизменность ее формата, были достигнуты, во многом, усилиям российского МИДа. Не исключено, что не без давления российского военного ведомства. Учитывая информацию о взятии российскими военными под контроль Армяно-Азербайджанской границы и уничтожение азербайджанских БПЛА, это представляется вполне возможным.

В целом, по ходу интервью сложилось впечатление, что стороны (исключая Армению), не официально уже договорились о рамках будущего политического урегулирования.

Стоит отметить, что на вопрос о введение российских миротворческих сил, Алиев хотя и не ответил однозначным отказом, но видимо всерьез не рассматривает данную инициативу. Похоже, это вопрос пока остается предметом некоего торга.

Не смотря на это, исходя из риторики азербайджанского президента, можно сделать вывод о скорейшем прекращении горячей фазы конфликта. Как я уже писал выше, похоже стороны пришли к соглашению.

Основным положительным фактом, я считаю, исключение де-юра Турции из переговорного процесса. Что повлияло на ситуацию по Турции сказать сложно. Возможно давление со стороны России, возможно уступки. Учитывая множество точек взаимодействия и пересечения интересов, считаю, что это вполне логично. Не стоит исключать воздействие международного сообщества, которое во многом беспокоит агрессивная политика Турции. Как бы там не было, в ближайшее время, думаю, это станет понятно.

Интервью Никола Пашиняна ТАСС, Ереван, 19 октября.

В отличии от своего визави, премьер-министр Армении не изменил свою позицию по Карабаху. По крайней мере, сложилось такое впечатление. По ходу интервью не заявив ничего нового, Пашинян, в очередной раз, обратил внимание на прямое участие Турции в конфликте, а также обвинил Азербайджан в использовании наемников из Сирии и Ливии. Заявление армянского премьер-министра, похоже, были направлены больше в адрес международного сообщества, преследуя цель создания положительного информационного фона.

В целом интервью армянского лидера можно свести к одной фразе: «решение (конфликта - прим. автора) должно опираться на компромисс, не на капитуляцию одной из сторон».

Сейчас, на фоне военного поражения и полного превосходства азербайджанской армии, ясно, что Пашинян находится не в том статусе, чтобы диктовать условия. Единственным козырем, на который может уповать армянская сторона, это национальные диаспоры в других странах, способные влиять на международное сообщество. По ходу интервью Пашинян не раз упоминал о них.

Есть информация, что армянское лобби, имеющее выход на Дональда Трампа, в обмен на поддержку в предстоящих президентских выборах, договорились, с последним выступить на стороне Армении. Так, 23 октября, госсекретарь США Майк Помпео соберет у себя глав МИД Азербайджана, Армении, а также сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Похоже, на этой встрече будут решены окончательные вопросы мирного урегулирования конфликта.

Итоги.

Подводя промежуточные итоги, рискну сделать некие предположения.

Похоже Азербайджан, выйдет единоличным победителем в вопросе с Нагорным Карабахом. Вряд ли уступки армянской стороне будут значительными. На фоне этого, сотрудничество с Турцией приобретет еще более глубокие формы. Соглашусь с критиками прошлой моей статьи, Ильхам Алиев конечно же сильный и достаточно опытный политик, чтобы быть безвольной марионеткой в руках Эрдогана. Но за все в этой жизни приходится платить. И то, что Эрдоган предъявит счет, сомневаться не приходится. А учитывая агрессивную внешнюю политику Турции с далеко идущими планами, вопрос, на сколько Алиев готов будет оплатить счет.

Политической карьере Пашиняна, скорее всего, конец. Армению, похоже, ждет политический и гуманитарный кризис. Что, в свою очередь, может стать началом перезагрузки российско-армянских отношений. Как бы это цинично не звучало.

Как я уже говорил ранее, в предыдущих своих статьях по теме, война в Карабахе 2020, безусловный промах российской внешней политики.

Учитывая как много в сфере интересов России осталась замороженных конфликтов подобных этому, руководству страны необходимо извлечь самые серьезные выводы из ситуации.

Говоря отдельно про отношения с Турцией, считаю, что из «партнеров» ее пора переводить в разряд геополитических соперников. Со всем вытекающим из этого набором мер противодействия: политических, экономических, идеологических, культурных и даже военных.

Спасибо за внимание. Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.