Стараниями многих поколений был создан образ отчаянного, храброго, по-солдатски прямого, малообразованного, но блещущего смекалкой и напором полководца. Был ли на самом деле Багратион таким, как о нем говорит молва?
Уроженец Кизляра
Его дед Александр, побочный сын картлийского царя, в середине XVIII века уехал в Россию, где грузинским аристократам жилось куда лучше, чем на разоренной войной родине. За ним последовал сын Иван Александрович, отправленный служить в пограничную крепость Кизляр. Там между 1765 и 1769 годами и родился будущий герой войны 1812 года. Имя его матери до сих пор не известно.
С самого детства Багратион постигал искусство войны в гарнизонных условиях Кизляра. С остальными науками дело обстояло хуже.
Ему хотелось не учиться и даже не жениться, а воевать. Подростком он был принят сержантом в Астраханский пехотный полк, а позже получил боевое крещение в походе на чеченцев.
«Лев русской армии»
Карьера Петра Багратиона складывалась на редкость удачно. Имя Багратиона стало широко известно после Швейцарского и Итальянского походов Суворова, а также после войны с Наполеоном в 1805—1807 годах.
Петр Иванович был одним из немногих русских генералов, о ком Наполеон отзывался более чем уважительно, считая его лучшим из лучших. Хладнокровие не изменяло ему даже в самые напряженные минуты боя. В Отечественной войне 1812 года на Багратиона было возложено командование частями 2-й Западной армии.
Полководец принадлежал к «русской партии» среди военачальников и резко осуждал оборонительную тактику Барклая де Толли. Отношения с фельдмаршалом Кутузовым также сложно назвать дружескими.
Бородино: последняя контратака
В Бородинском сражении Багратионовы флеши (укрепления) находились в самом эпицентре боя, несколько раз успешно отражали все атаки французов, однако после ожесточенных боев противнику удалось одолеть отряд Багратиона. Генерал был серьезно ранен.
30 августа Багратиона доставили в Москву. Только 2 сентября ему сделали операцию, но было уже поздно. 11 сентября князь Петр Иванович продиктовал адъютанту завещание, причастился и утром скончался.
В 1839 году Николай I приказал перенести прах генерала из церкви села Сима на Бородинское поле и похоронить там с воинскими почестями.
А в 1932 году в рамках борьбы с «наследием царского прошлого» Бородинский монумент был взорван вместе с расположенной рядом могилой Багратиона. Только в 1987 году его прах вновь был предан земле.