Найти тему
Экология и жизнь

«Красный прилив» на Камчатке

Экологический кризис на Камчатке оказался результатом природных явлений, теперь об этом можно говорить уверенно. Причиной выброшенных на берег морских обитателей стало кислородное голодание: на глубине 5-15 метров массово размножаются одноклеточные водоросли (динофлагелляты и цианобактерии) и поглощают весь кислород в окрестностях. Гибнут морские животные, и на их разложение также тратится кислород. Это называется «красный прилив», и для Камчатки он ранее был не самым популярным явлением. Во-первых, из-за слабозаселённости – могли просто не заметить. Во-вторых, из-за низких температур. Но климат меняется, и водоросли, привыкшие размножатся в тёплых морях, мигрируют в северные воды.

Вот и получается: вроде бы, причина природная, а человек и тут вложил свою лепту, способствуя потеплению климата. Но и это не всё. Почему мы с трудом верили (а некоторые до сих пор сомневаются), что причиной экологической катастрофы стали водоросли? Да потому что антропогенные факторы в России регулярно уничтожают природу, и на той же Камчатке проблемы с экологией встречаются повсеместно: нефтеперевозки, золотодобыча, захоронение химических отходов, промышленная деятельность… Отравить воду могло что угодно. И анализы показывают: травят и продолжают травить.

SMART READ

Вот уже более месяца я слежу за расследованием событий на Камчатке, где в начале сентября на берег Авачинской бухты выбросило мертвых донных обитателей, а серферы пожаловались на ухудшение самочувствия. На самом деле, есть толика радости: местные и федеральные власти, пусть и неповоротливо, но въедливо и основательно отреагировали на сигналы общественности. Никто не махнул рукой, не попытался «затереть» вопрос. Проблему изучали и на Камчатке, и во Владивостоке, и в Москве. Количество репутационных заключений ученых таково, что заподозрить фальсификацию невозможно. Всё-таки водоросли. И это при том, что пробы воды показали повсеместное загрязнение, но, видимо, «привычное».

Что дальше? Во-первых, стоит ожидать новых страшных выбросов погибших звезд и моллюсков на камчатские берега – на дне полно умерших обитателей, и штормы некоторое время будут выносить их на сушу. Во-вторых, станут нормой и «красные приливы», и другие водорослевые «нашествия». Здесь требуется создать систему мониторинга всего российского побережья и прибрежных вод, об этом сейчас думают власти. Это поможет быстрее реагировать на кризисы. И обезопасит человека от таких вот водорослевых атак. Наконец, есть и глобальные выводы: климат меняется. Возможно, человек виноват в этом явлении не на сто процентов, но негативное антропогенное влияние на природу очевидно всем.

LONG READ

Ранее обсуждались четыре версии катастрофы в Авачинской бухте: вулканическая активность, разлив ракетного топлива или нефтепродуктов, стоки с полигона ядохимикатов и промышленные сбросы в камчатские реки. Каждую версию тщательно проинспектировали и отбросили по одной. Сделать это было непросто. Ведь проблемы на Камчатке есть по каждому из этих факторов.

Авачинская губа - главные морские ворота полуострова, вторая по величине в мире после бухты Гуанабара в Бразилии и главная камчатская экологическая проблема. На берегах находятся краевой центр Петропавловск-Камчатский, город Вилючинск с базой атомных подводных лодок, военный и грузовой порты, судоремонтный завод. По традиции отдалённых русских городов здесь наблюдается проблема с очистными сооружениями и канализацией. Беда с утилизацией бытовых и промышленных отходов. Промышленные предприятия, небольшое их количество, также сбрасывают отходы в океанические реки. Мимо акватории ходят танкеры с нефтью. Вообще разливы топлива в этих загруженных водах могут случиться от чего угодно. Но вряд ли всё настолько плохо, чтобы нефть опустилась с поверхности на дно. Ученые так и решили.

В институте физики Земли РАН заявили, что активность вулканов не приводила к массовой гибели животных. Выбросы серы не зафиксированы. Но землетрясения могли повредить защиту четырех полигонов хранения отходов, расположенных в окрестностях Авачинской губы. Самая большая опасность исходит от Козельского полигона ядохимикатов советских времён постройки. Здесь закопаны 100 тыс. тонн ядохимикатов и до 20 тонн мышьяка. Он давно вызывает беспокойство экологов, тем более что найти ответственных за него сложно. Военные не рвутся финансировать укрепление его сторон. Но пока пронесло – это не полигоны.

Хотя в реках выявили превышение уровня фенолов — в 2,9 раза, железа — в 6,7 раза, фосфатов - в 10,8 раз, аммония — в 6,2 раза. Но это другое, хотя тоже родное: промышленные выбросы, сбросы отходов, проблема очистных сооружений. Для этих и других рек Камчатки характерна и ещё одна проблема: работа горнорудных и золотодобывающих компаний, много лет варварски эксплуатирующих камчатские богатства. В результате этого происходит не только загрязнение воды, но и уничтожение животного мира. Из нескольких местных рек уже просто ушла вся рыба, которой привыкли жить (во всех смыслах этого слова) на Камчатке. Впрочем, и сами рыбаки подчас обращаются с животным миром не менее безжалостно и недальновидно, чем пришлые промышленники.

И это только Камчатка, одна из самых слабозаселённых земель России. Прекрасный, красивейший край, который губит человеческая безответственность. И не надо кивать на водоросли – это не снимает ответственность с властей и общества по защите экологии и ликвидации остальных факторов загрязнения территории.