Волонтеры не воспитатели, не массовики-затейники, а друзья, с которыми можно поделиться своими переживаниями и спросить совета
Маргарита еще раз посмотрела в телефон, сверила адрес. Так и есть. В этом здании, больше похожем на школу, находится «Центр содействия семейному воспитанию» № 8.
Девушка вздохнула, улыбнулась и открыла дверь. Внутри, на первый взгляд, обычная квартира, только очень большая. Кухня, гостиная, детские комнаты, в которых идеальный порядок. Кровати аккуратно заправлены. Игрушки, гаджеты — все на своих местах. Обычно так бывает в образцово-показательных семьях или в детском доме. Но здесь не было бесконечно длинных коридоров, а с первого этажа не доносились запахи «столовки». Все чисто, аккуратно. Это так называемый детдом семейного типа. Воспитанникам здесь стараются создать домашний уют, настолько, насколько это возможно.
В холле Маргариту ждал мальчик. Он тоже заметно нервничал, но воспитательницы его успокаивали: мол, не понравится наставник — можешь отказаться.
Назначили мне встречу, присутствовали куратор, мой подопечный. Мы все втроем посидели, заполнили анкеты. Ребенок тоже подписывает документ, что он понимает: я не беру его под опеку, не усыновляю, у нас взаимодействие определенного характера. Чтобы он не ждал. Говорят, были случаи, когда дети привыкали и просили взять их домой. Когда мы остались вдвоем, сидели и просто болтали несколько часов. Я была в восторге! Это была долгожданная встреча.
А воспитателю показалось, что мы похожи. Он очень любит панд, и кажется, что сам похож на пандочку. С тех пор я его называю панденок. А он, до сих пор, называет меня на «вы», хотя я просила на «ты».
Маргарита Захарченко, волонтер
Кто такие «Старшие братья Старшие Сестры»?
Старшие Братья Старшие Сестры России — часть международной программы Big Brothers Big Sisters International. С 2003 года стала известна в Москве, Московской и Тульской областях, Петербурге. Это не усыновление. Наставники знакомятся с детьми из детских домов, общаются с ними. Братья и сестры могут приглашать подопечных к себе домой. Волонтеры не оказывают материальную поддержку, не устраивают разовые праздники и акции. Наставники не воспитатели, не массовики-затейники, а друзья, с которыми можно поделиться своими переживаниями и спросить совета. Основная цель — дать детям то, что им на самом деле необходимо: поддержку, заботу, внимание, любовь. В программе могут участвовать наставники от 18 лет и дети от 6 до 18 лет.
Вадим
Вадиму 13 лет. У него есть мама, но воспитывать сына она не может. Служба опеки направила мальчика в детдом семейного типа по решению суда. Конечно, он накормлен и одет, учится в школе, но, как и всем детям, ему хотелось и подарков, и походов в кино, а еще просто поговорить. Это сложно, когда ты остаешься один, еще сложнее, когда тебе, по сути, предлагают друга, который прошел «специальную проверку». И кажется, что все это искусственно. Удивительно, но такая «дружба вслепую» превратилась в настоящую. Маргарита и Вадим познакомились в марте, незадолго до объявленного в городе карантина. За полгода встретились только два раза. Остальное время друзья общаются в сети. Совместных фотографий нет, зато уже много воспоминаний.
Сразу, практически после первой встречи, их посадили на карантин, а потом они уехали в летний лагерь. Я ему собирала посылки с разными вкусностями. Когда карантин сняли, я приходила в детдом, мы вместе пекли яблоки на кухне и много болтали. Нам можно выходить, но пока недалеко от детского дома. По правилам, первые несколько месяцев можно встречаться только на территории учреждения, а потом, чтобы выйти в город, надо получать специальное разрешение от опеки.
Маргарита Захарченко, волонтер
Маргарита
Маргарите 31 год, она работает в интернет-магазине мебели руководителем отдела по работе с поставщиками. Своих детей нет. В студенчестве девушка была бойцом педагогического отряда. Для воспитанников школы-интерната устраивала спектакли, а когда появилось волонтерское движение, вступила в его ряды. О том, что в Петербурге появилась программа «Старшие братья старшие сестры» узнала от мамы. Зашла на сайт общественной организации, оставила запрос. Ответили очень быстро, попросили заполнить анкету.
Будущий наставник обязательно проходит несложную, но необходимую подготовку. Для начала — углубленное интервью с куратором программы — профессиональным психологом. Дальше Маргариту ждал двухдневный тренинг, сбор документов и рекомендаций. Девушку предупредили — со своим подопечным необходимо встречаться минимум раз в неделю — таковы условия. На семинаре, это был последний этап перед знакомством с ребенком, будущих «братьев» и «сестер» готовили к самым разным ситуациям. Ребенок может манипулировать своим наставником. Просить денег, дорогие подарки. Может даже убежать во время прогулки. К слову, некоторые из тех, кто проходил обучение, не выдержали, ушли. Маргарита осталась. И ни разу не пожалела об этом.
Были конечно такие моменты, когда он мне говорил, а купи мне самокат. У нас на этот случай есть жесткие указания, нельзя покупать дорогие подарки. Цель данной программы не финансовая поддержка, а моральная. Помню, как он меня просил купить ему много разных вещей, посылку отправили — и Вадим пропал. Потом мы обсудили эту ситуацию. Меня это обидело. Я объяснила, что не все могу ему купить. Он ответил: вы единственный человек, который может это сделать для меня. Я тогда поняла, что я напрягусь и отправлю. Для него это больше, чем вещи. Показать, что в его жизни есть взрослый, который постоянно с ним рядом. Я боялась говорить с ним на тему семьи, но он быстро мне открылся. Теперь созваниваемся почти каждый день. У него скоро День рождения и мы уже обсудили подарок. Думаю, иной раз, немного недооцениваю своего значения в его жизни. Был случай, который меня тронул. Я ему присылала свою фотографию, а он очень любит собак, и я на фото была с собакой. Когда приехала к нему, то увидела на заставке компьютера свою фотографию. И меня это безумно тронуло. Я тогда поняла, что мы с ним подружились и что наше общение нужно не только мне.
Я думаю, я ему не друг, а правда наставник, он относится ко мне с уважением, может и помощи попросить. Для себя я понимаю, что могу, и у меня есть и время, и энергия, и возможности, и я готова этим делиться. Это ощущение нужности, что есть человек, которому ты нужен.
Маргарита Захарченко, волонтер
Их дружба у всех на виду. О любой проблеме Вадим может сообщить своим воспитателям. Если же Маргариту что-то не устроит в поведении подопечного, она также может рассказать об этом психологу организации «Старших братьев и сестер». Хотя, за все это время, у них не было разногласий. А если и было что-то, то друзья научились это обсуждать. Они и правда стали дороги друг другу, уже много общих планов. Маргарита очень хочет пригласить Вадима в гости, просто погулять, ведь все их общение было пока только виртуальным. Встречи они ждут оба. И дело в не программе и отчетах психологам-кураторам. Это все по-настоящему.
Материал на нашем сайте: Как я встретила своего брата
Автор: Наташа Газгорит
Городской блог о Петербурге и петербуржцах Скамейка