Слово «счастье» происходит от слова «часть». Мы соединяемся с какой-то вожделенной для нас «частью» и испытываем радость. Вот это и есть счастье для нас.
Эта самая «часть» для каждого, как правило, своя. Для большинства – это семейное счастье. Соединиться со своей «частью», даже не с частью, а со «второй половинкой» есть вершина блаженства для многих людей и главная цель в жизни, которой они посвящают все свои помыслы и усилия.
Для многих, но не для всех. Хотя бы потому, что, раз соединившись с кем-то, цель становится достигнутой. И отсюда приходится искать, чем ее заменить. Самый естественный путь – это находиться счастье в детях, внуках… Но далеко не всем это удается.
Зачастую еще до этапа заведения детей (или параллельно с ним) наступает этап «охлаждения» и разочарования в своей «части» - «второй половинке».
Тогда - что? Развод и новые поиски. Новое «очарование», новая надежда, новое соединение с новой «частью» - и снова разочарование… Тогда новые поиски своей «части».
Для многих людей этот процесс становится главным содержанием жизни, и им в принципе можно посочувствовать. Мысль о том, что что-то не так в них самих, редко приходит им в голову. Как и мысль о том, что счастье далеко не всегда обязательный атрибут в семейной жизни и зачастую вообще там не находится.
Впрочем, есть люди, которые изначально «заточены» на другие виды счастья. Кто-то ищет счастье в богатстве, кто-то в славе и известности, кто-то во власти, кто-то в творчестве и самореализации, кто-то в путешествиях… Ну и так далее.
Всевозможных «частей», соединившись с которыми, люди думают стать счастливыми почти столько, сколько и самих людей.
Но только – вот беда!.. Никому из них, даже соединившись со своей вожделенной «частью» не удается стать полностью счастливыми. Так ли много подлинно счастливых людей вы встречали среди семейных? А среди богатых? А среди прославленных и известных? А среди творческих людей? А среди больших начальников?
Увы – их там нет, а среди тех, кто кажутся счастливыми, если присмотреться внимательнее, всегда можно найти разъедающую их счастье «червоточинку».
Почему так происходит? Да все на самом деле просто. Просто никакая «часть» не может дать человеку ощущение полноты и законченности (что является психологическим переживанием счастья, его атрибутом), потому что она всего лишь «часть».
На самом деле это ощущение полноты возможно только тогда, когда человек соединяется не с «частью», а со «всем». Со всем тем, что он хотел бы получить, со всем тем, что находится снаружи и внутри его. И его (это всё) уже с полным основанием можно назвать не «счастьем», а (давайте введем неологизм) – «свсёстьем».
Осталось только выяснить, что же такое «всё», соединившись с которым человек будет переживать не ограниченное и неизбежно вырождающееся «счастье», а подлинное и полное «свсёстье».
Догадаться не трудно. Вы догадались?
Конечно, это Бог. Атеисты сразу поморщились. Что ж – видимо, вам еще не надоели ваши бесчисленные попытки поисков своего «счастья». Тогда – продолжайте свои поиски, и когда они вам надоедят своим удручающим результатом, вспомните то, о чем мы говорим.
Итак, только Бог воплощает в себе всё (далее без буквы «ё»). Все видимое и невидимое, все материальное и духовное, все, что окружает человека и находится внутри него, все, что вызывает у него желание что-то получить и с чем-то соединиться.
Он – все! Поэтому только соединившись с Ним, человек способен обрести не «счастье», а «свсестье».
Более того, соединившись с Богом, человек получит именно то «все», которое ему и нужно, то есть все его части будут именно в тех пропорциях и соотношениях, которые и нужны человеку для переживания чувства полноты и блаженства.
Кстати, мы назвали слово, которое употребил Иисус Христос, говоря о подобных людях. «Блаженство» - это не только эмоциональное переживание «свсестья», это есть констатация положения людей, его переживающих, в глазах Божьих. И это очень примечательно.
Иисус Христос, видимо, понимая ограниченность этого слова, ни разу не упоминает о «счастье», но многократно – о блаженстве, говоря о людях, которые способные его получить и переживать:
«Блаженны нищие духом, ибо они их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы. когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня;
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах...». Мф 5: 3-12.
Обратили внимание на эмоциональную разницу в переживании «счастья» и «блаженства». Плачущих и гонимых вряд ли можно назвать счастливыми, но они воистину блаженны, ибо обладают не счастьем, а подлинным «свсестьем», которое включает в себя даже слезы и гонения.
В этом, кстати, еще одна ошибка людей, вожделеющих счастья. Они думают, что это переживание полностью исключает какие-либо отрицательные эмоции. Ради этого они кастрируют окружающую жизнь или свою собственную душу, изгоняя из нее все «плохие» переживания. И их счастье оказывается нежизнеспособным и недолговечным.
А вот «свсестье» потому и «свсестье», что включает в себя и отрицательные переживания и состояния – и плач, и слезы, и гонения, и голод, и жажду и нищету. Без этого оно просто не было бы «свсестьем». И именно такое «свсестье» под словом «блаженство» и предлагает людям Иисус Христос.
Но оно, однако, далеко не так легко, как кажется. Многим гораздо легче упиваться мимолетным скоропреходящим счастьем, чем обрести трудное, но блаженное «свсестье».
Счастье – это алкогольное или наркотическое опьянение. Оно неизбежно проходит и после него наступает похмелье и «ломка». Свсестье – это настоящая полная жизнь, со всеми ее радостями и горестями, делающая человека блаженным.
Осталось только решить. Я продолжаю бесконечную беготню за «синей птицей» счастья или готов принять в свою жизнь настоящее «свсестье».
Только для этого нужно соединиться с Богом. Блаженны люди, которые это понимают.