Далеко на севере Сибири, в междуречье Оби и Надыма уже более шестидесяти лет покоятся останки грандиозного проекта эпохи сталинской индустриализации. Это заброшенные пути Трансполярной магистрали - дороги, которая должна была соединить европейские порты Северного Ледовитого океана с Дальним Востоком и Чукоткой.
В 1947 году началось строительство Трансполярной магистрали. На первом этапе предполагалось соединить станцию Чум в Коми и посёлок Коротчаево (сегодня это пригород Нового Уренгоя) через Лабытнанги и Салехард. Эта стройка получила условный номер 501.
За пять лет было проложено более 500 километров железнодорожных путей - к 1952 году строители уже вышли к берегам Надыма. Через реку бел перекинут временный деревянный мост, который разбирался на время весеннего ледохода.
Форсировав Надым, путеукладчики стали провдигаться дальше на восток, дойдя до заветного Коротчаева, расположенного на левом берегу Пура.
Навстречу 501 стройке из Игарки двигалась стройка №503, которая должна была связать крупный (в будущем) порт Севморпути через Коротчаево и Салехард с Мурманском. Но эта ветка так и не была завершена.
В 1953 году строительство было остановлено, построенные участки частично законсервированы. Официально действующей осталась лишь линия Чум-Лабытнанги, а сотни километров уже проложенных путей оставили ржаветь в суровых условиях Крайнего Севера.
В чём же причина такого стремительного отказа от уже почти готового проекта?
Дело всё в том, что ставшие легендарными стройки 501 и 503, как и все большие проекты Сталинского времени, почти полностью производились за счёт труда заключённых ГУЛАГа. 5 марта 1953 года Иосиф Виссарионович умер, после чего была объявлена масштабная амнистия (фильм "Холодное лето 53-го" как раз про неё), в результате которой большинство невольных строителей Трансполярной магистрали были отпущены на свободу. В связи с этим строительство было решено остановить.
На момент консервации проекта были готовы линии Чум - Лабытнанги, Салехард - Надым и Надым - Коротчаево, на линии Игарка - Коротчаево по разным даннм было построено от 40 до 65 километров.
Если через Надым был переброшен хотя бы временный мост, то переправа через Обь в районе Салехарда предполагалось осуществлять специально построенным железнодорожным паромом "Заполярный". В 1951 году он даже прибыл на Обь, но стройка вскоре была остановлена, и "Заполярный" вместе с ещё тремя паромами Трансполярной магистрали перенаправили в Керченский залив, где они трудились до девяностых годов.
В семидесятые годы была восстановлена железнодорожная линия из Нового Уренгоя (Коротчаево) до Надыма, а в 1982 году в Новый Уренгой пришла железнодорожная ветка из Сургута, соединив восстановленный участок 501 стройки с Большой землёй.
Участок Салехард - Надым оказался полностью заброшенным, к началу XXI века большая часть путей находилась в совершенно непригодном для эксплуатации состоянии.
Долгое время в современной России не обрашали внимания на заброшенную магистраль. Но стабильное развитие газовой добычи в этом регионе поспособствовало появлению конкретных планов по восстановлению дороги. В 2016 году между правительством Ямало-Ненецкого автономного округа и ОАО "Российские железные дороги" было подписано соглашение о строительстве новой магистрали - Северного Широтного хода, который не только соединит Новый Уренгой с Салехардом, но также дойдёт до нового порта Сабетта на Ямале, а также (в отдалнной перспективе) свяжет с "материком" север Красноярского края.
В районе Салехарда будет построен мост через Обь, что позволит соединить Северный Широтный ход с Северной железной дорогой.
В отличие от печально известного Белкомура, у новой Трансполярной магистрали есть все шансы получить реализацию в ближайшее десятилетие - основные проектные решения уже приняты, а кроме этого, найдены необходимые для строительства инвестиции.
Будем надеяться на то, что совсем скоро легендарная Трансполярная магистраль наконец-то появится на карте железных дорог нашей страны.
***
Для вашего удобства мы собрали все статьи "Русского Севера" в каталог-рубрикатор. Читайте с удовольствием!