Найти тему
Мой дом

Расстрел и девичья фамилия!

Фото Pixabay
Фото Pixabay

Литва идет в правильном направлении. Это доказал бывший спикер литовского парламента Арунас Валинкас, который сделал выпад против своего политического оппонента, председателя партии с очень длинным названием «Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей» Вальдемара Томашевского. Тот является сторонником нормальных отношений с Россией. Тем, очевидно и провинился. Валинкас полагает, что в Литве в год надо расстреливать по одному поляку. Экс-спикер поделился своей мечтой с литовской аудиторией в интервью порталу Delfi.lt.

Здесь следует отметить, что польская диаспора в Литве одна из самых больших. В этой стране проживает семь процентов этнических поляков – литовских граждан. Партия Томашевского не смогла преодолеть пятипроцентный порог и не прошла на выборах в Сейм. Томашевский посчитал, что выборы были подтасованы и потребовал пересмотра их итогов. Тут-то и возмутился Арунас Валинкас. Мол, партия финансируется из государственного бюджета, а Томашевский – типичный колорадский (знакомое клеймо, не так ли?) жук. И что, вообще, каждый год надо расстреливать по поляку, а начать именно с Томашевского.

Чем не угодил бывшему спикеру оппозиционный политик и его однопартийцы понятно. Другой вопрос – чем ему остальные литовские (или вообще все) поляки так насолили? Горячий литовский парень Валинкас попытался перевести все в шутку. Получилось неубедительно. Вспылил даже президент Литвы Науседа. Он тоже дал интервью Delfi.lt, в котором вопросил, куда катится литовский народ, если его представители делают такие заявления. А и правда: куда катится? Или уже докатился?

Несколько поколений литовских политиков-националистов тренировались на русофобии. Теперь, когда они довели страну до экономической ямы, а песни про вину русских во всех литовских бедах уже набили электорату оскомину, надо поискать внутреннего врага. И смех, и грех – в Литве русских очень мало. Их было мало даже во времена СССР. Что-то от полутора до трех процентов всего населения. Поэтому, Россия подходит литовским нацикам только как внешний враг. А тут нашелся свой, внутренний, «законсервированный» - поляки.

Конечно, заявление Валинкаса о ежегодном расстреле поляков пока в новинку для политической литовской тусовки. Но это дело привычки. Сегодня такие заявления вызывают возмущение, завтра смущение и стыдливое приятие, а послезавтра (мало ли, чего потребует политическая конъюнктура?) уже можно будет выразить и всеобщий парламентский одобрямс. Науседа, вот, тоже приходил в президентское кресло со словами о необходимости как-то поладить с Россией, а ныне чуть ли не главный русофоб во всей Прибалтике и соревнуется в этом качестве с латвийским и эстонским коллегой. Вот, только как теперь с польскими партнерами надо будет объясняться?

Что характерно для «независимых» бывших советских республик и стран входивших в соцлагерь, так это умение перегрызться между собой. У всех есть претензии друг к другу. Поляки взаимно не уважают украинцев. Чехи косо посматривают на поляков. Литовцы на латышей, те на эстонцев. Эстонцы вообще смотрят на остальных с недоброжелательством. И внутри каждой из этих стран постоянно тлеют угольки тревожной подозрительности титульной нации к своим нацменьшинствам.

Александр Амельченков